На днях правительство, наконец, одобрило проект госбюджета-2000. Так какие же у нас бюджетные перспективы на следующий год? Будет ли бюджет-2000 выполнен?
Юрий МИРОШНИЧЕНКО, президент Всеукраинского общественного объединения «Новая генерация»:
— Бюджет-2000 действительно будет определять «лицо» государства, но оно, к сожалению, не станет лучшим. Поскольку ставка делается на те доходы, гарантировать которые нельзя, в частности, на кредиты МВФ. Дадут очередную ссуду — выплывем, нет — будет дефолт.
При этом МВФ настаивает на реальном бюджете, который, наконец, будет выполняться. Этого же требуют от нас и потенциальные инвесторы. Они должны знать правила игры, которые действуют в экономическом секторе. Нам нужно в конце концов установить статус собственности в Украине, особенно частной, являющейся основой рыночной экономики. Определить такую систему и философию сбора налогов, которая бы не угнетала, а стимулировала собственника к увеличению объема собственности, и, соответственно, к увеличению объема базы налогообложения. Только тогда можно говорить о реальном распределении реального общественного продукта.
Виктор СКАРШЕВСКИЙ, директор департамента экономической политики УСПП:
— Выполнение бюджета-2000 зависит от тех макроэкономических показателей, которые положены в его основу. В идеале государство должно выполнить свои непосредственные функции: профинансировать социальные выплаты, дотировать убыточные отрасли и тому подобное. Конечно, желательно при этом не брать в долг. Но учитывая опыт предыдущих лет, когда бюджет никогда не выполнялся, надеяться на лучшее нет оснований. Сегодня количество денег в экономике недостаточно для финансирования всех обязательств государства. Поэтому можно прогнозировать накопление задолженности в различных отраслях.
Вячеслав КРЕДИСОВ, председатель координационного совета объединения предпринимателей «Новая формация», заслуженный экономист Украины:
— В следующем году выражение «лица» Украины будет зависеть не от самого нашего государства, а от тех, кто над этим «лицом» будет работать, т.е. от наших кредиторов. Захотят международные кредитные учреждения помогать Украине и реструктуризируют наши долги — «лицо», возможно, будет привлекательным. Нет — его выражение будет, по меньшей мере, удивленным. К сожалению, влияние на бюджет изнутри будет минимальным. Можно только надеяться, что мировые кредиторы не заинтересованы в громких финансовых провалах, поэтому они будут искать какие-то компромиссные формы взаимодействия.
Владимир ПИЛИПЧУК, академик Академии экономических наук Украины и Украинской академии экономической кибернетики:
— Бюджет — производная состояния экономики. А экономика наша больная: около 60% производства либо находится в нелегальном секторе, либо просто «лежит». А эти 60% должны бы давать поступления в бюджет. Следовательно, если нет поступлений, то и все программы, которые финансируются из этого бюджета, не могут быть реализованы. Следует лечить не бюджет — необходимо поднимать валовой внутренний продукт. Вылечить бюджет, не исправив сначала состояние экономики, невозможно. Бюджет всегда будет нереальным, пока не будут обеспечены условия для наращивания ВВП.
Я предлагаю вариант, который предусматривает уменьшение налогов, не уменьшая при этом поступлений в бюджет. Уверен, что это возможно. Суть предложения заключается в том, что при условии прироста объемов производства и реализации продукции одна часть этого прироста будет облагаться налогом по старой ставке, а весь прирост — по половинной. Тогда предпринимателям будет выгодно наращивать объемы производства, ведь им придется платить только 50% налогов, начисляемых сегодня.