Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Оранжевые» креатив и мотивацию можно использовать в бизнесе

28 января, 2005 - 20:56

Об итогах и уроках оранжевой революции уже много и говорено и написано. Но вот бизнес-школа Киево-Могилянской академии отличилась, отыскав в опыте революционеров возможности для совершенствования бизнес-среды. Как рассказал ее декан Павел Шеремета, «большое количество людей с энтузиазмом и без руководящих инструкций долгое время работало над общим делом, в то время как большинство руководителей только мечтают, чтоб их подчиненные тоже так могли». И «бизнес-школьники» задались вопросом, что нужно делать и как действовать, чтоб добиться подобного результата.

Их исследования показали, что суть оранжевой маркетинговой стратегии состоит в использовании в корпоративной культуре пяти определенных элементов. Самый главный — формирующая идея, которая имеет определенный магнетический потенциал. У оранжевой революции такой идеей было историческое значение событий и каждого из ее участников. По мнению П. Шеремета, именно идея, а не деньги, способна заставить человека работать на каком-то определенном месте. Но такая идея должна быть мощной, простой и понятно изложенной. Кроме того, компания должна иметь четко выраженного главного конкурента, чтоб действия были направлены на победу над кем-то.

Второй элемент — корпоративные ценности. Они должны резко отличаться от тех ценностей, которые декларируют соперники компании. Естественно, никто ничего не может возразить против общечеловеческих ценностей, однако именно позиционирование ноябрьско-декабрьских событий в качестве мирной революции, позволило ей выделиться из ряда других аналогичных событий. Такие ценности заменяют множество директив и инструкций, предлагая вместо них моральные ограничения.

Не менее важны для успешной работы ритуалы, которые постоянно происходят на фирме, будь то совместное празднование дней рождения или ежемесячные стратегические советы — это сближает людей и придает их общению дух единомыслия. Сюда же можно включить необходимость постоянных новых инициатив — людей нужно держать в определенном тонусе и не давать им скучать, обеспечивая также постоянное общение руководителя с народом, чтоб подчиненные не чувствовали себя брошенными.

Позиция руководителя фирмы, по Шеремету, должна освещаться в героическом свете. Ведь людям необходимо иметь своего внутриколлективного героя, к которому нужно тянуться и кому подражать. Однако в процессе вознесения личности руководителя не менее важно подчеркивать и героизм всех подчиненных. Особенно важно хвалить за соблюдение и соответствие всем корпоративным ценностям.

Едва ли не решающим элементом корпоративной культуры является символика. Это немаловажный фактор, способный объединить вокруг себя людей. Поэтому успешным руководителям просто нельзя не использовать этот фактор для усиления корпоративной культуры. Важно правильно рассчитать, какая символика будет уместна, и использовать ее и в интерьере, и в одежде сотрудников, и в деталях корпоративной коммуникации. Однако нужно помнить, что декларируемые слоганы должны соответствовать тем ценностям, которые в действительности есть у сотрудников, иначе к нужному результату это просто не приведет. Кроме того, бизнесменам важно помнить, что оранжевая революция проходила недолго, а вот каждая компания надеется проработать хотя бы несколько лет, поэтому ей придется постоянно поддерживать интерес сотрудников, сохранять и постоянно культивировать корпоративную культуру и стиль. При этом Шеремета дает один важный совет: чтобы работники окончательно не привыкли к насаждаемому на фирме стилю и корпоративной культуре, следует периодически менять команду, а в качестве крайней меры переводить начальника на другую работу.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ