Правительство обещало удержать годовую инфляцию в рамках 9,8%. Но рост цен всего лишь за полгода подвел ее к уровню 6,4%. В результате простейший прогноз выводит этот отрицательный макропоказатель на 12,8% за год (в минувшем году он составлял 12,4%). Но правительство демонстрирует спокойную уверенность, мол, инфляция уже фактически побеждена и дальше расти практически не будет. Посмотрим. Истины на данный момент не знает никто: слишком много задействовано в этом процессе факторов. Но интересно, а ощущают ли инфляцию не только простые граждане, которым в эти дни приходится стоять в очереди за «недорогим» сахаром, но люди бизнеса, для которых инфляция и так называемый инфляционный налог реализуются в себестоимости продукции, а следовательно и в ее конкурентоспособности на рынке. Им мы и адресовали вынесенный в заголовок вопрос.
Максим ПИСАРЕВ , председатель наблюдательного совета ЗАО «Птицекомбинат «Днепровский»:
— Нельзя сказать, что инфляция вообще не повлияла на деятельность производителей сельскохозяйственной продукции. Не коснувшись налогообложения, она в значительной мере подняла стоимость оказываемых другими отраслями услуг, что, естественно, повлекло за собой увеличение себестоимости нашей продукции. Но с учетом того, что правительство пообещало поддерживать нашу отрасль, я надеюсь, что продукция украинских сельскохозяйственных компаний не потеряет свою конкурентоспособность по сравнению с продукцией компаний-импортеров.
Виктор ПЕТРОВИЧ , директор «МТБ-Украина»:
— В общем, инфляция практически не повлияла на нашу компанию. Мы арендуем коммунальное имущество, в стоимость аренды которого заложен коэффициент инфляции, однако пока что он не изменился. Глобальных изменений в налогообложении мы тоже не почувствовали и пока что платим столько же, сколько платили в прошлом году. В том числе и пенсионный налог в 1,5%, который должны были отменить через год, но он жив и поныне. Исключением стала ввозная пошлина на велосипеды, которые являются нашим профилирующим товаром. Она увеличилась на сто процентов на фоне тотального снижения пошлин. В будущем это сильно отразится на стоимости и без того недешевого спортивного снаряжения, что, естественно, отразится на потребителях. Пока что мы ее не платим и пытаемся с этим что- то делать. Хотя глобальных изменений и не было, наши ожидания остались неоправданными. Мы очень надеялись, что новая власть наведет порядок в налогообложении мелких предпринимателей, которые составляют нам основную конкуренцию, занимаясь контрабандным ввозом «велокомплектов». Однако единый налог был сохранен. По-моему, это не менее криминальный налог, чем НДС. Денег через него отмывается не меньше. Поэтому ситуация для теневого бизнеса не изменилась, а это косвенно наносит чистому бизнесу не меньший ущерб, чем любые негативные изменения. Власть не понимает основного: создавая благоприятные условия для нечестной игры, она ставит других бизнесменов в условия, когда они вынуждены бороться с убытками за счет увеличения цен — соответственно, за счет потребителя.
Богдан МАЙКО , президент торгового дома «Скала»:
— Инфляция очень сильно повлияла на бизнес. Это и стоимость товаров, услуг, взаимоотношения между поставщиками и клиентами — все это нужно учитывать. Дорожает все: электроэнергия, газ, вода, стоимость кредитов, которые и так у нас непомерно высоки. Налоги не изменились: НДС как был, так и остался 20%, налог на прибыль даже уменьшился с 30 до 25%. Но все остальное стало дороже: аренда стала дороже, зарплаты надо платить больше, хотя люди живут на нее хуже. Если раньше человек мог купить бутылку вина за 10 гривен, то сейчас, когда зарплата поднялась, он вынужден платить за нее уже 15. Аналогичная ситуация по всем продуктам. Покупательная способность населения упала до крайне низкого уровня. Это естественно: все компании подняли цены (мы тоже не исключение) на свою продукцию. Всеобщее подорожание не оставляло нам другого выбора.
Сейчас мы можем говорить о том, что украинская продукция рискует оказаться неконкурентоспособной по сравнению с иностранной. Там ее никто покупать не будет, а у нас их товары уже дешевле. И это при том, что на Западе значительно выше зарплаты, заложенные в стоимость продукции. Что будет дальше, подумать страшно.
Валерий ЛАНОВЕНКО , глава представительства «Майкрософт Украина»:
— Инфляционное влияние на нашу компанию в целом было незначительным. Каждый год мы корректируем зарплату нашим сотрудникам, исходя из изменений условий жизни в стране. Этот год не стал исключением, даже более — зарплаты в этом году подняли несколько больше, чем обычно. Но влияния на цену нашей продукции инфляция не оказала. Все программное обеспечение, которое мы продаем, поступает к нам за доллары, поэтому даже девальвация доллара не сказалась на ее цене. Даже напротив: могу отметить, что наши цены в гривне несколько снизились из-за падения курса доллара. Транспортные услуги и ввозные пошлины тоже никак не отразились на стоимости.
Василий РАДИОНОВ , генеральный директор компании «ПентоПак»:
— Ревальвация гривни поставила импортеров в такое положение, что остается только повеситься. Это просто удивительный шаг. У нашей компании есть кредит от Европейского банка реконструкции и развития, и после курсового скачка мы были вынуждены выплатить такую сумму, на которую просто никак не могли рассчитывать. Все, что связано с ростом цен на нефтепродукты и процессами в обществе, отражается на себестоимости продукции. С учетом ситуации в Украине и за рубежом такое увеличение составило практически 50%. Можно только представить себе наше положение. И вместо того, чтобы создавать для производственных предприятий условия, при которых можно было бы наращивать ВВП, правительство делает все, чтобы ВВП падал. Этим особенно отличаются министры финансов и экономики, которые должны бы просыпаться с мыслями о росте ВВП. Они же, наверное, просыпаются с мыслями о его понижении. И вот вам результат: мы попали в отрицательное поле, и сейчас все объясняется просчетами прошлой власти. А мы не можем выдержать конкуренции других стран. Правительство добилось того, чего хотело: поддержка украинского потребителя, выраженная в уменьшении ввозных пошлин, обернулась гибелью производителя. Правда, потребители тоже пострадали после того, как поднялись цены. Мы шли на Майдан, поддерживали эту власть, но сейчас вспоминаем с тоской времена Януковича, как ни горько это признавать.
Богдан БАРАБАШ , председатель правления ОАО «Мономах»:
— Инфляция сильно повлияла на нас из-за повышения цен на топливо. После этого скачка мы сразу же перевели все наши машины на газ, но боимся, что со следующего года, из-за подписания нового соглашения с Туркменистаном, цены и на него вырастут в 1,5 раза. Рост цен в Украине пока что не повлиял на стоимость нашей готовой продукции — чайная отрасль пока что держится за счет того, что приходится поступаться частью прибыли. Мы следуем законам рынка и поднимем цены только тогда, когда что-то качественно изменим в своем товаре. Хотя с началом сезона ситуация может измениться. В общем, можно сказать, что непосредственно по чайной отрасли инфляция сильно не ударила. Гораздо сильней она повлияла на бюджет каждой семьи, и, если раньше люди могли оставить 50 гривен на покупку хорошего элитного чая, то теперь они будут вынуждены перейти на дешевый обычный чай за 5 гривен.