Фармакологическому рынку правительство пообещало глубокую системную реформу и жесткий контроль. Причем не в 2010 году или в более поздней перспективе, а «в очень срочном порядке». В частности, власти намерены убрать с рынка фальсификат лекарственных средств, перекрыть несанкционированный импорт лекарств и существенно уменьшить в объемах легальный, поддержать отечественное производство фармпрепаратов и гарантировать потребителям качество. Кроме того, в КМУ намерены кардинальным образом изменить порядок и объемы госзакупок медицинских препаратов, а то и вообще отменить их.
На столь серьезные и оперативные изменения исполнительные власти воодушевило плачевное, по словам премьер-министра Юлии Тимошенко, состояние этого рынка и царящий в фармакологии «полнейший беспредел». Правда, все это уже было... В феврале 2005-го. И публичная острая критика деятельности государственной фармацевтической системы, и негодование, и обещания оперативно навести порядок на рынке лекарств... Осуществить обещанное тогда, по словам премьера, помешала отставка правительства.
Подорожание жизненно необходимых лекарств, которые, по логике вещей, должны быть доступны всем слоям населения, за последние три года составило как минимум 50%, а в отдельных случаях — и больше. Всем известная болеутоляющая анальгиновая группа подорожала с 2005 года почти на 60%. Корвалол вырос в цене практически на 65%. Так называемые в народе желудочные (способствующие нормализации пищеварения) лекарства стали вообще практически недоступны малообеспеченному населению.
Кроме того, на данном рынке наблюдается устойчивая тенденция замещения отечественных лекарственных средств импортными. Так, сегодня Украина импортирует лекарств на 9 миллиардов долларов США, что составляет 80% объема нашего рынка. По сравнению с 2005 годом, объем импорта фармацевтической продукции возрос в 2,1 раза. Остальные 20% лекарств производятся в Украине, однако из них всего 5% — полностью из отечественного сырья. Что же касается фальсификата, то даже о примерных объемах поддельных и неэффективных фармпрепаратов в государстве точно не знает никто. Официально обнародованный показатель — 1%, но как игроки рынка, так и потребители по собственному опыту знают, как далека эта цифра от реальности.
У правительства также сегодня есть ответы на вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Виновата госсистема, подчиненная Минздраву, в частности, такие структуры: Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ГП «Государственный фармакологический центр», Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств. Причем в данном перечне, по версии премьер-министра, есть злобные нарушители и жертва «коррупционного сговора». Госслужба лекарственных средств вместо контроля подчиненных ей государственных предприятий занялась продажей «входных билетов» на отечественный фармрынок. При этом средства от реализации предпринимателям разрешительных документов растворяются где-то в глубине системы, и мало кто, кроме заинтересованных, знает о реальных объемах этих средств. Коммерческой структуре — Государственному фармакологическому центру — «отдали» функцию регистрации и контроля качества лекарств. А госинспекция, которая, собственно, как раз и должна была этим заниматься, лишена достаточного количества кадров, средств и технической базы. «Все эти факты свидетельствуют о развале системы государственного контроля за качеством и оборотом лекарственных средств на территории Украины. Основные структуры Минздрава, на которые возложена эта задача, фактически коммерциализированы», — подытожила премьер Тимошенко.
Для осуществления реформы правительство, по словам Тимошенко, разрабатывает специальное постановление «Об утверждении комплексного плана мероприятий относительно совершенствования государственного контроля оборота лекарственных средств», готовит специальные статьи бюджетных расходов на 2009 год, а также протокольное решение по реализации задекларированных мероприятий. При этом премьер-министр подчеркнула, что на этот раз провести реформу действующему правительству не помешает никто. Правда, как раз относительно последнего тезиса, учитывая политическую ситуацию в стране, сомнений больше всего...