Похоже, Украина все-таки дошла до реформ, которые могут изменить лицо страны. Вчера с их содержанием впервые ознакомил журналистов вице-премьер-министр и министр социальной политики Сергей Тигипко. И на первой же минуте подчеркнул, что о проблеме легализации заработных плат и рабочих мест много говорили все политики, в частности, и оппозиция, но когда он месяц тому назад письменно попросил дать предложения к столь необходимой стране реформе, то ответов, в том числе и от профсоюзов, не последовало. Поэтому, как сказал Тигипко, выставляем свои три проекта. (Между тем в минувшую пятницу глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская провела круглый стол под звучным названием «Детенизация рынка труда: баланс интересов государства и общества»).
Вице-премьер, уже который раз за последние дни, рассказал о том, что подталкивает правительство заниматься этой темой. По его словам, 2,5 миллиона человек в стране получают минимальную заработную плату. Естественно, они платят небольшие налоги и отчисления в социальные фонды — единый социальный взнос. Тигипко допускает, что один миллион человек может получать такую зарплату, но не верит, что таких людей может быть 2,5 миллиона. Совершенно нереально, по мнению вице-премьера, также и количество руководителей предприятий, якобы получающих минимальную зарплату — их в Украине 120 тысяч. Он мягко говорит о достаточно больших резервах, подразумевая, что и 1,5 миллиона нанятых работников и 120 тысяч руководителей получают так называемую теневую зарплату в конвертах. Интересно, что в государственном секторе зарплата в среднем составляет 2800 гривен, тогда как в частном не дотягивает и до 1700. Причем до кризиса картина была почти что с точностью до наоборот. Получается, бизнес экономит за счет теневых зарплат? Вице-премьер ссылается на данные Института демографии НАНУ, в соответствии с которыми приблизительно 145 миллиардов гривен заработной платы находится в тени. По его данным приблизительно половина негосударственного сектора не охвачено отраслевыми соглашениями, регулирующими уровень заработной платы. Для них существует всего одна норма — минимальный уровень заработной платы, который с этого месяца составляет 960 гривен.
Что намерено предпринять государство, чтобы изменить ситуацию и наполнить социальные фонды? Начали с того, что уточнили, что конкретно может входить в минимальную зарплату. Туда не включаются доплаты и надбавки компенсационного характера, включая доплаты за вредные и ночные условия труда, а все остальное — премии и доплаты — включаются.
А главное, государство намерено ввести понятие гарантированной заработной платы. В законодательстве будет выделено восемь категорий, начиная с минимальной зарплаты. Ее будут получать работники самых простых профессий. Далее идут малоквалифицированные, квалифицированные и высококвалифицированные рабочие, технические служащие, специалисты и профессионалы и, наконец, самая большая зарплата устанавливается руководителю предприятия. Эти категории вводятся для предприятий негосударственного сектора, не охваченных отраслевыми соглашениями. Для всех названных работников вводятся соответствующие коэффициенты к уровню минимальной зарплаты. «А государственный сектор мы и так хорошо контролируем, — отмечает Тигипко и добавляет: — Введение понятия гарантированной заработной платы — это ключевая позиция».
Одновременно государство намерено ввести ответственность юридических лиц, компаний за те или другие правонарушения в выплате зарплат. За уклонение от заключения трудового договора в случае фактического допуска к работе и за выплату вознаграждения за труд без начисления и уплаты страховых взносов и налогов будет введен штраф 2000 необлагаемых налогом минимумов заработной платы (34 тысячи гривен) за каждого неоформленного работника. Выплата зарплаты в неполном объеме будет стоить работодателю 150 необлагаемых минимумов (2250 гривен за каждого работника)... Но отвечать будет не только юридическое лицо, а и руководители предприятий. Для них вводятся штрафы, которые возрастают против действующих в 10 раз. Если раньше это было 50 необлагаемых минимумов, то предлагается — 500. Штраф на руководителя предприятия может возрасти до 8500 гривен. И это, как считает Тигипко, еще не много. Потому что, например, в Болгарии такой штраф составляет до 83 тысяч гривен, в Чехии — до 100 тысяч, в Словакии — до 2 миллионов гривен. Следить за выполнением этих новаций будет инспекция труда и налоговая служба.
Что же получит государство в результате? Венгрия, введя аналогичные нормы, смогла добавить 20% фонда зарплаты, Болгария — 25%. Соответственно выросли и отчисления в социальные фонды. «Это — наши ориентиры, на которые будем равняться», — подытожил Тигипко. Он отмечает, что благодаря таким мерам будут формализованы отношения работника и работодателя. «Люди работают на рабских основах, — говорит вице-премьер, — не имея никакой социальной защиты». Если сейчас поднять уровень зарплат и достичь определенной их прозрачности, то, по мнению Тигипко, это заложит соответствующий фундамент для того, чтобы завтра пенсия была и более справедливой, и более высокой. Премьер предполагает, что над тремя законами, которые легализуют зарплату, придется еще с месяц поработать...