Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От моря к морю

Украина пробивает балтийско-черноморский транспортный коридор
4 августа, 2015 - 10:30

Украина и Беларусь предпринимают первые шаги по созданию экономической альтернативы Европейскому и Таможенному союзам. В поселке Сновянка (Черниговщина) подписали протокол Межправительственной украинско-белорусской смешанной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Так, в соответствии с предыдущими договоренностями, Украина и Беларусь будут использовать для двусторонних международных расчетов гривну. Перспективными направлениями межгосударственного сотрудничества являются энергетический и промышленный комплексы, локализация производства белорусского машиностроения на украинской территории и создание совместных предприятий. К тому же, ввиду актуальности регионального развития, пограничные регионы Украины и Беларуси могут контактировать напрямую и налаживать сотрудничество между собой без посредников. По мнению правительственных чиновников, двустороннее сотрудничество является взаимовыгодным, ведь откроет доступ белорусским товарам на европейские рынки, вместе с тем позволит отечественным товарам выйти на рынки балтийских стран.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ

По словам заместителя премьер-министра Республики Беларусь Владимира Семашко, который представлял белорусскую сторону на переговорах в Сновянке, по объемам товарооборота Украина является партнером №2 для Беларуси. В некоторые годы белорусы занимали четвертое и пятое места среди торговых партнеров  Украины. А в пиковом 2012 году товарооборот между двумя государствами  вышел на рекордные семь миллиардов долларов США. Это при том, что в 2002 году общий товарооборот составлял всего 262 миллиона долларов. Поэтому темпы развития поражают, ввиду не до конца использованного потенциала взаимодополняющих во многих отраслях экономик.

Важным сектором украинско-белорусских торгово-экономических отношений является межрегиональное и пограничное сотрудничество. Усилиями обоих государств оно обрело организационную системность.

Так, в последние годы в Республику Беларусь экспортируют товары из 18 областей Украины. Однако ряд внутренних и внешних факторов в последние два года не могли не ударить по торгово-экономическому сотрудничеству между двумя соседями. В 2013 году торговые показатели между двумя странами снизились до 6,4 миллиарда долларов, в 2014-ом — до 5,8 миллиарда. В этом году прогнозируемые показатели будут еще ниже. Правительственные чиновники объясняют такую ситуацию внутренними проблемами, из-за которых заседания Межправительственной комиссии не проходили в последние два года. Вместе с тем последнее, 23-е, заседание Комиссии должно внести существенные коррективы в двустороннее сотрудничество и уже до конца этого года увеличить торговое сальдо.

ГРИВНА ВЫХОДИТ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

В ходе заседания Комиссии для развития взаимовыгодного сотрудничества были определены приоритетные отрасли: создание инфраструктурных объектов, а также топливно-энергетическая, агропромышленная, машиностроительная, авиационная и космическая.

Украина выразила заинтересованность в сохранении и наращивании поставок в Республику Беларусь транспортных средств, сельскохозяйственной продукции, в том числе кондитерских изделий, сырья для их изготовления, пива солодового, макаронных изделий, а также цемента, колес стальных цельнокатаных и бесшовных труб из нержавеющей стали. Также стороны обсудили перспективы активизации сотрудничества в промышленном, аграрном, энергетическом, транспортном, инвестиционном, гуманитарном и других секторах.

Но, по-видимому, самое главное, о чем успели договориться правительственные чиновники, — это переход на гривневые расчеты. Следовательно, после усиления экономического сотрудничества Украина и Беларусь будут использовать для двусторонних международных расчетов гривну. Это при том, что Правительство Беларуси требует от россиян расчета в долларах.

Еще одним шагом к улучшению торгового сотрудничества стала договоренность сторон рассмотреть вопрос относительно возобновления поставок электроэнергии между двумя странами, а также проведение консультаций и обсуждение технической возможности транзита прибалтийского газа через территорию Беларуси. Соответствующие пункты правительственные чиновники двух государств прописали в протоколе Комиссии.

Впрочем, если возобновление поставок электроэнергии кажется технически возможным, то с транзитом прибалтийского газа все значительно сложнее. По словам  начальника Управления европейской интеграции Минэнергоуголь Михаила Бно-Айрияна, вопрос транзита газа — крайне сложный, поскольку газотранспортные системы Беларуси принадлежат «Газпрому». Потому кажутся логичными действия «Нафтогазу України», который недавно заключил соглашение с польской компанией Gaz System о строительстве газовой трубы между Украиной и Польшей. Предусматривается, что по ней можно будет поставлять около 10 миллиардов в год из стран Европейского союза. Идет речь не о реверсе газа, а о полноценном доступе к газу в терминалах, которые построены в Клайпеде (Литва) и Польше. Также можно говорить и о перспективах выхода Украины на немецкий газовый рынок — один из наиболее крупных и эффективных рынков ЕС.

РОЛЬ ЧЕРНИГОВЩИНЫ КАК СВЯЗУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА

Глава Черниговской облгосадминистрации Валерий Кулич убежден, что для Черниговщины — как пограничной области — наиболее полезным может стать сотрудничество на рынках зерна и сельскохозяйственной техники, в машиностроении и сопутствующих отраслях. «Транзитные договоренности, создание совместных предприятий, специальные двусторонние кредитные программы для бизнеса и взаимовыгодное дополнение экономик двух стран — безусловно, будут способствовать увеличению товарооборота и, как следствие, прибылей украинских предприятий. А мы, в свою очередь, работаем над тем, чтобы Черниговщина, как связочный элемент, получила из этого больше всего дивидендов», — сказал глава ОГА Валерий Кулич.

Руководитель Черниговской ОГА убежден, что новый уровень межрегионального пограничного сотрудничества даст возможность предприятиям Черниговщины отстаивать свои интересы на внешних рынках. «Мы говорим как о рынке Беларуси, так и о рынке Российской Федерации, — говорит руководитель Черниговщины. — Благодаря тесному сотрудничеству с белорусской стороной мы надеемся на то, что не потеряем российский рынок и выйдем на рынок стран Балтии, — продолжает он. — В этом направлении перспективными для нас являются инфраструктурные проекты, а также удешевление транзита наших товаров через территорию Беларуси».

НОВЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР

Очевидно, что удешевление транзита товаров можно ожидать только в случае изменений в таможенных правилах. По словам белорусской стороны, импортная пошлина — это вынужденная мера, потому в ближайшее время ее должны снять. Если это все-таки случится, то создание объединенной транспортной инфраструктуры — это вопрос времени. Фактически, можно говорить о новом транспортном коридоре — «От моря к морю».

Активную заинтересованность в создании такого коридора проявляет украинская сторона. «Нас очень интересует балтийско-черноморский транспортный коридор, — отметил министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко. — Очень высокий потенциал сотрудничества мы видим в аграрном  комплексе, переработке агаровой продукции, машиностроении, энергетической сфере и совместных логистических проектах».

По его словам, принципы кооперации и объединения капиталов могут быть задействованы не только в двусторонних торговых отношениях, но и в сотрудничестве с третьими странами. В поддержку слов своего коллеги выступил заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко. По его словам, уже в августе-сентябре обе стороны должны найти компромиссные решения, а до конца года подготовить два пакета документов. Первый будет касаться возобновления работы в рамках межправительственного соглашения по промышленной кооперации.  «Мы должны подготовить перечень товарных позиций, по которым предоставим друг другу взаимовыгодные преференции, — заметил белорусский высокопоставленный чиновник. — Также нужно реанимировать предыдущие документы, подписанные нашими сторонами».

Останавливаться на двух-трехлетних договоренностях стороны не собираются. И уже готовят дорожную карту стратегического сотрудничества на следующую пятилетку. Она должна включать ряд взаимовыгодных проектов как в Беларуси, так и в Украине.

Виталий НАЗАРЕНКО, Чернигов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ