Налоговики возьмутся за нелегальные схемы закупки зерновых. Об этом сообщил глава Государственной фискальной службы Украины Роман Насиров. В конце прошлой недели он встретился с крупными зернотрейдерами, где поднимался и этот вопрос. Накануне бизнес-сообщество заявило о росте «тени» в этом сегменте.
В открытом обращении Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА), адресованном премьер-министру, министрам аграрной политики и продовольствия, финансов, внутренних дел, а также главам ГФСУ и НБУ сказано, что в Украине имеет место ряд системных нарушений законодательства при закупках зерна нового урожая. «Нелегальная закупка зерна приобрела системный и массовый характер. По сообщениям представителей бизнес-сообщества, такая закупка осуществляется группой неизвестных лиц и компаний непосредственно у сельхозпроизводителей, расчеты же производятся в наличной форме в иностранной валюте», — говорится в сообщении. Вследствие этого не платятся налоги, формируется рынок нелегального зерна, создаются предпосылки для злоупотреблений с возвратом НДС и невозвращением валютной выручки, то есть незаконным выведением капитала из страны в особо крупных размерах, заверяют в ЕБА.
«Таким образом, под угрозой может оказаться валютная и даже продовольственная безопасность страны, поскольку зернохранилища не в состоянии закупить зерно, а трейдеры не смогут выполнить важные контракты, в т.ч. по государственным обязательствам», — подчеркивается в сообщении ЕБА. Именно поэтому ассоциация призывает компетентные органы в кратчайшие сроки принять меры. Если обращения проигнорируют, предупреждают эксперты ЕБА, то возможно невыполнение международных экспортных контрактов, резкий рост внутренних цен на зерно и хлебные изделия, банкротство линейных элеваторов, снижение качества зерна из-за попыток срочно продать его прямо с поля и выход международных игроков из сектора.
Генеральный директор ООО СП «Нибулон» (один из наибольших отечественных трейдеров) Алексей Вадатурский считает, что 60% зернового рынка работает в «тени». «В Украине очень много земли годами нигде не регистрировалось и неизвестно, кто ее обрабатывает», — говорит он «Дню». А не зарегистрирована — значит потенциально пригодна для ведения хозяйства без уплаты налогов.
Кроме того, большие массивы земель подпадают под определение «отмершего» наследства и в данном случае также не платятся налоги. Почему из года в год зерновая «тень» не уменьшается? «Учитывая то, что в предыдущие годы никто не контролировал экспортеров зерна и происхождение их партий, теневой сектор понял, что можно за наличные скупать на внутреннем рынке зерно, создавать фиктивные предприятия и продавать за границу», — объясняет он. Теперь, по словам опытного агрария, такие дельцы стали создавать офшорные фиктивные предприятия, симметричные относительно украинских компаний, и таким образом сами с собой торговать, оставляя государство без части налогов.
Что заставляет некоторых аграриев идти на поводу теневиков? Объяснением этого, по мнению Алексея Афанасьевича, — является рост инфляционных процессов и дефицит собственных мощностей для хранения зерновых. Не имея площадок для хранения зерна, производители вынуждены продавать зерно «из-под комбайна» за доллары. Таким образом они страхуют себя от курсовых колебаний. Чтобы остановить несанкционированные торги, подытоживает Вадатурский, ГФСУ имеет право попросить у каждого экспортера сертификат происхождения товара (это гарантия уплаты налогов внутри страны) и без него не выпускать. «Было бы желание бороться, а инструменты есть», — убежден он.
Действительно, тень есть, признает Насиров, но ее масштабы меньше. По оценкам тех же зернотрейдеров, говорит глава ГФСУ, часть теневого рынка зерна в Украине в 2014 году составляла 30%, а в 2015 (по предварительным ожиданиям) — вырастет. Насиров также подтвердил озвученную Вадатурским проблему перекупа экспортерами зерна у офшорных компаний. В результате из страны вымывается валюта, что также является одной из причин более пристального внимания налоговиков к зерновикам. «Мы предупреждали агросектор, что в этом году не дадим возможности для злоупотреблений при экспорте зерновых. И что мы видим? Как только начался сезон, мои коллеги арестовывают 10000 тонн зерна, приобретенные у компании, директор которой умер шесть месяцев тому назад, значит это фиктивная компания. Этот товар был куплен где-то за наличные, он был украден. Даже если кто-то вырастил этот товар, он не был задекларирован», — объяснил Насиров.
По его данным, в течение двух недель арестованы три судна. «Это не борьба с оффшорами, мы — орган, который борется с неуплатой налогов в Украине. Но мы не хотим бороться, мы хотим обслуживать оплату налогов. Это важно для нас и для общества. В данном случае это фактически фиктивное предпринимательство, которое является нелегальным, создает серую экономику и повод для последующих манипуляций — как при покупке, так и при продаже. На покупке зерновых за наличные все не заканчивается: это частичная оплата труда за наличные, частичная оплата средств защиты растений, контрабанда этих средств и тому подобное... Наша задача — бороться со всеми проявлениями, и если это делать одновременно, то намного больше шансов достичь результатов, чтобы зерновой рынок был на 100% прозрачным и понятным», — резюмировал чиновник.
Удастся ли ГФСУ «отбелить» украинское зерно? По мнению председателя Аграрной партии Украины Виталия Скоцика, фискальная служба не должна стать слепым инструментом в этой ситуации. Ведь первый шаг к преодолению этой «тени» — сделать так, чтобы производителям было невыгодно продавать зерно из-под прилавка. «Сейчас аграрии это делают, потому что пытаются обойти излишнюю государственную регуляцию или дополнительные налоги», — объясняет он. Скоцик напомнил, что с начала года 41% экономики ушел работать в «тень», а по данным аналитиков, за первое полугодие часть выросла до 65%.
Поэтому государство должно не перебрасывать всю ответственность на налоговиков, а провести анализ причин и отреагировать. «Изменения налогового законодательства для АПК с начала 2015 года вымыли из оборота сектора 20 миллиардов гривен, и впервые за 12 лет мы имеем падение АПК на 9,7%. Отмена спецрежима НДС со следующего года может лишить сектор еще 19 миллиардов гривен. То есть там уже спрятан путь для серого маневра, потому что сектор не сможет платить чрезмерные налоги», — объясняет Скоцик проблему, которую придется решить правительству, если оно действительно хочет навести порядок на зерновом рынке.