Общая сумма кредитов, выданных сельхозпроизводителям коммерческими банками с сентября 2003 по сентябрь 2004 года (это и есть маркетинговый год в АПК) под залог так называемых складских свидетельств на зерно, составила около 350 млн. грн. Много это или мало — можно судить, сравнив данную цифру с показателем бюджетного кредитования отрасли. Так, законом о госбюджете текущего года на частичное погашение процентов по кредитам сельхозпроизводителям выделено лишь 120 млн. грн., то есть практически в три раза меньше.
Словом, механизм, о котором говорили долго и который был прописан в принятом еще несколько лет назад Законе «О зерне и рынке зерна в Украине», заработал. Похоже, с учетом того прискорбного факта, что в наших законах прописано много хорошего и разного, но далеко не все они работают, можно говорить, что в данном случае это было, как писал поэт, «кому- нибудь нужно». В том, что в складских свидетельствах заинтересованы в первую очередь заемщики из числа сельхозпроизводителей, сомневаться не приходится: аграрное производство со своим практически годичным циклом не дает возможности получить прибыль быстро и, следовательно, делает нехватку оборотных средств постоянной. Если же учесть отсутствие у нас ипотеки земли и крайнее нежелание банков выдавать кредиты под залог старых коровников или заржавевших «Нив», то извечный кредитный голод АПК становится объяснимым. Однако в последнее время ситуация сложилась так, что складские свидетельства стали нужны и кредиторам: банки, лишенные возможности получать существенную прибыль за счет торговли иностранной валютой, были вынуждены заняться прямым своим делом — торговлей отечественными деньгами. Одним словом, интересы сторон совпали, и колесо завертелось. Не обошлось и без заграничной помощи: поскольку складские документы на зерно во всем мире широко используются как залог для получения банковского кредита, Европейский банк реконструкции и развития в рамках технической помощи Украине учредил проект по внедрению системы складских свидетельств.
По словам руководителя проекта Виктора Андриевского, в самом общем виде механизм кредитования сельхозпроизводителей под залог складских свидетельств на зерно выглядит следующим образом. Зерно сдается производителем на элеватор или склад, имеющий специальный сертификат установленного государством образца. Взамен зерна выдается складское свидетельство — тоже установленного образца. Кстати, документы эти являются бумагами строгой отчетности, и их форма, оборот и порядок выпуска определяются, согласно вышеназванному закону о зерне и рынке зерна, Кабинетом Министров. При выдаче свидетельства склад обязательно страхует зерно от рисков пропажи и порчи. Собственник зерна отправляется в банк, где под залог свидетельства и получает кредит.
По словам специалистов проекта, система настолько проста, что пока не дала ни сбоев, ни оснований для критики. Более того, согласно неофициальным данным, кое-где появились и «близнецы» — складские свидетельства не установленной законом формы. И хотя специалисты предупреждают о том, что к таким бумагам следует относиться с осторожностью, ибо за честность расчетов по ним уполномоченные на то законом структуры ответственности не несут, косвенным образом эти факты свидетельствуют об успехе предприятия: никчемную бумажку подделывать никто не будет.