Потребность в обновлении основных фондов украинских предприятий в 70 раз превышает объемы подписанных лизинговых соглашений. И это при том, что 40% изношенности основных фондов считается для предприятий страны едва ли не нормой, а в среднем этот показатель составляет 70%. Однако и за этой среднепалатной температурой кроется тот факт, что эту цифру очень подтягивают вверх показатели торговли, тогда как фондоемкая промышленность неумолимо приближается к критическим 100%.
Катализатором развития крупных отраслей украинской промышленности, а также среднего и малого бизнеса, процветанием которого декларативно озабочена нынешняя власть, мог бы стать лизинг (долгосрочная аренда дорогостоящего оборудования с возможностью последующего выкупа), на протяжении многих десятилетий стимулирующий развитие промышленности и сельского хозяйства в странах Запада. Однако, по оценкам вице- президента Украинской ассоциации промышленников и предпринимателей Сергея Прохорова, лизинговых соглашений в стране заключается только на $200 миллионов, тогда как потенциальная потребность рынка в подобной услуге — $12—15 миллиардов.
Одной из основных причин такого плачевного состояния является отсутствие современной нормативно-правовой базы. Как рассказал Прохоров, сейчас подготовлен проект поправок к Закону «О финансовом лизинге», в котором предусматривается расширение сферы применения лизинга и возможности для роста количества его участников. Производители смогут сами давать свою продукцию в лизинг. Кроме того, в проекте прописана ускоренная амортизация имущества, увеличение суммы относимых к валовым расходам страховых затрат, предлагаются также налоговые преференции. Кроме данного проекта УСПП, имеются также проекты аналогичных изменений от Минтранса, Минэкономики, Международной финансовой корпорации и USAID. Какой из них будет одобрен правительством для представления в парламент — пока неизвестно. Скорее всего, и это осознают все авторы проектов, их придется сводить в один. Как заметил эксперт программы «Инициатив а содействия кредитованию в Украине» USAID Ричард Капрони, изменения в законодательстве обязаны быть целостными и касаться не только непосредственно отрасли, но и всего, что имеет к ней отношение. С ним согласен вице-президент Всеукраинской ассоциации «Укрлизинг» Александр Зубарев. Более того, он считает, что непродуманные изменения по части выплаты НДС при лизинге, принятые в прошлом году, спровоцировали «черное полугодие». По его словам, изменения предполагают внесение поправок во все договора компании, которых могут быть тысячи. Все это необходимо пересмотреть, согласовать с иностранными партнерами, подписать. По словам Зубарева, только в его компании «Укринкомлиз» кредитный портфель упал на 27%. Пользы же бюджету от НДС не было — выплаты даже упали на 4%.
Другой важной проблемой лизинга является отсутствие дешевых финансовых ресурсов, доступных лизинговым компаниям. Учитывая рисковость нашей экономики, банки неохотно дают лизинговые кредиты, а если и дают, то под высокие проценты. Например, сейчас средняя процентная ставка — 21%. Приход иностранных банков, по мнению Зубарева, ситуацию не исправит. Ведь никто не будет работать себе в убыток, то есть, по мнению Зубарева, иностранцы сохранят для своих украинских клиентов те же ставки, которые установил для них наш рынок. Сейчас ставка в валюте 11—13%. По словам Зубарева, инструменты для ее снижения существуют, но они связаны отнюдь не с поддержкой отечественных товаропроизводителей. Это так называемые связанные кредиты: покупая иностранное оборудование под кредит иностранных банков, наши банки могут давать его в лизинг нашим предпринимателям. Так получится гораздо дешевле, но производитель неизбежно пострадает. По его словам, государство должно само находить способы поддержки отечественного производителя: например, поработать над программой амортизации, компенсировать процентные ставки, как это делает киевская администрация, поддерживая средний и малый бизнес.
Среди проблем лизинга — отсутствие госпрограммы его поддержки, сложности с переходом права собственности, а также отношения с налоговой службой. А еще у нас практически нет вторичного рынка оборудования: если банк его закупил, а предприятие спустя некоторое время отказалось, то он просто не знает, что с ним делать. Но проблемы коренятся и в самих компаниях. Как заявила эксперт МФК Надежда Рязанова, многие наши компании зачастую сами не готовы эффективно работать ни на отечественном рынке, ни выходить на западные финансовые рынки и искать там дешевые ресурсы. Сначала им нужно поработать над собственной стандартизацией, бухгалтерским учетом и прочими методологическими вещами...
Однако директор департамента развития и координирования системы транспортной связи Минтранса Григорий Легенький рассказал «Дню» о том, что автомобильные и авиакомпании широко используют для своей работы именно лизинг. Объясняя «Дню» как могла получиться такая ситуация — всем плохо, а им хорошо, Легенький отметил, что даже идеальное законодательство про лизинг не решит проблемы выхода на рынок или занятия своей ниши. Если острая необходимость есть, то, по его мнению, можно преодолеть все недостатки законодательства и вывести работу на надлежащий уровень. Однако это возможно только при условии, что бизнес будет окупаемым.