Российские власти примеряются к судостроительным активам, размещенным в Крыму. На полуострове, в частности, находятся: феодосийский завод «Море», керченский завод «Залив» и «Севастопольский морской завод». В апреле министр России по делам Крыма Олег Савельев рассказал журналистам, что представители российского бизнеса ведут переговоры «о покупке нескольких крымских предприятий». Поскольку завладеть частными компаниями, с юридической точки зрения, вряд ли выйдет, российские чиновники решили поискать «лазейки». «Основной упор идет на мнение работников этих предприятий. Они лучше знают все взаимоотношения, внутренние ниточки, связи по бизнесу. Мы ждем взвешенной, аргументированной позиции, которую надо будет оценить, рассмотреть, и когда будет принято общее решение, будем уже действовать без оглядки», — ссылалась на слова источника в структурах военно-промышленного комплекса (ВПК), сообщает российская газета «Взгляд».
Но сейчас опять звучит «отбирательная» риторика. Так, самопровозглашенный и.о. губернатора Севастополя Сергей Меняйло заявил, что после проверки порядка приватизации и оценки собственности «Севморзавод» «станет российским предприятием, которое будет работать в интересах города». «Проверяем процесс приватизации завода — законно или незаконно. Директору «Севморзавода» на совещании я объявил, что гидротехнические сооружения — это не частная собственность, это собственность государства, на сегодняшний момент субъекта РФ Севастополя», — на днях заявил он.
А Владимир Константинов (главный исполнитель российского заказа по аннексии Крыма и параллельно нынче — глава самопровозглашенного парламента Крыма) в интервью Интерфаксу выразил мнение о необходимости принять федеральный закон о противодействии терроризму, который позволит конфисковать крымские активы у украинских бизнесменов, участвующих в подготовке и финансировании силовой операции на юго-востоке страны. «США применяют в таких случаях антитеррористические законы, очень жесткие. Они касаются, в том числе, собственности пособников террористов. Так и нам нужно принять законы, чтобы мы имели право в законном порядке, через судебных приставов, конфисковать имущество у тех, кто занимается геноцидом мирных жителей», — сказал он.
Но как бы ни стелили, итог всех этих заигрываний понятен — взять в оборот предприятия суднопрома в Крыму.
«В России не хватает и квалифицированных кадров. Так что и здесь они хотят воспользоваться украинским ресурсом — трудовым. Уже в мае Крым посетила делегация управления кадров «Северного машиностроительного предприятия», которая провела ряд встреч с представителями судостроительных предприятий, училищ и центров занятости населения городов. Северодвинские кадровики побывали на заводах Керчи, Феодосии и Севастополя, чтобы изучить возможность привлечения дополнительной рабочей силы (сборщиков, токарей, сварщиков) на «Севмаш». Отмечалось, что для реализации программы гособоронзаказа до конца года только по основным специальностям требуется набрать около 1300 человек, и их ищут далеко за пределами Архангельской области»
Директор Департамента международного налогового планирования юридической компании ICF Наталья Ульянова считает, что силой активы у крупных украинских бизнесменов Россия отнимать все-таки не будет. Международное законодательство не позволяет так просто отбирать частную собственность. Вероятно, будут стараться решить вопрос через суды, доказывая, что предприятие было когда-то приватизировано с нарушением законодательства. Ведь любая экспертиза, в том числе законности сделки, требует постановления суда.
«Если проанализировать действия и заявления российских властей, то видно, что они стараются убедить мировую общественность и своих же соотечественников в легитимности своих действий. Когда были захвачены украинские корабли в Крыму этой весной, российские эксперты, политики и журналисты стали активно обсуждать, как можно использовать флот: какие единицы более современные и в хорошем состоянии, а какие лучше списать. Это длилось до тех пор, пока в СМИ не появился посыл: если войны не было, корабли не считаются трофеями, их в любом иностранном порту арестуют и потребуют вернуть Украине. После этого Россия начала возвращать корабли Украине», — делится наблюдениями Ульянова.
Применение же в России упомянутой практики конфискации имущества у «пособников террористов» вполне вероятно уже в обозримом будущем. В мае президент РФ Владимир Путин уже подписал закон, ужесточающий уголовную и административную ответственность за преступления террористической, экстремистской направленности. И организация финансирования терроризма карается лишением свободы на срок от 15 до 20 лет. В стране также ужесточается законодательство, которое касается борьбы с коррупцией и оффшорами. Упор делается на криминальную ответственность. Например, планируется ввести криминальную ответственность за международное налоговое планирование и использование нерезидентных компаний, причем очень сложно доказать даже то, что это настоящий контрагент, а не фирма для минимизации налогов.
Но здесь все снова-таки упирается в необходимость это доказать. Путин и сам отметает обвинения в том, что Россия способствует сепаратистам на востоке Украины. Он заявил иностранным журналистам, что если США говорят о существующих доказательствах этого, то пусть предъявят. То же самое могут потребовать и от самой России.
Интерес РФ непосредственно к судостроительным активам объясняется нехваткой собственных производственных мощностей. Владимир Путин отмечал, что, с точки зрения судостроения и судоремонта, у Крыма очень хороший потенциал. В Кремле же давно решили существенно увеличить военный флот, и Государственной программой вооружения до 2020 года была предусмотрена постройка 24 субмарин, 54 надводных кораблей различных классов, 96 специальных и вспомогательных судов. Строительство новых кораблей обойдется в более чем 2,5 триллиона рублей. При этом российское правительство неоднократно отмечало проблемы с выполнением этой программы (в причинах еще стоит покопаться более детально!). В прошлом году российский президент критиковал за «проблемы со сроками и качеством выполнения заказов» Объединенную судостроительную корпорацию, на которую выделены «серьезные финансовые, производственные, интеллектуальные ресурсы». Путин говорил, что строительство и передача Военно-Морскому флоту ряда атомных подводных лодок и надводных кораблей затягивается неоправданно. Что ж, не спешат в России использовать по назначению имеющиеся у них мощности!
Однако, помимо этого, в России не хватает и квалифицированных кадров. Так что и здесь они хотят воспользоваться украинским ресурсом — трудовым. Уже в мае Крым посетила делегация управления кадров «Северного машиностроительного предприятия», которая провела ряд встреч с представителями судостроительных предприятий, училищ и центров занятости населения городов. Северодвинские кадровики побывали на заводах Керчи, Феодосии и Севастополя, чтобы изучить возможность привлечения дополнительной рабочей силы (сборщиков, токарей, сварщиков) на «Севмаш». Отмечалось, что для реализации программы гособоронзаказа до конца года только по основным специальностям требуется набрать около 1300 человек, и их ищут далеко за пределами Архангельской области.
Итак, как говорил классик, главный вопрос — быть или не быть, в данном случае украинским судостроительным предприятиям с таким подходом агрессора? Рассчитывать на выгодные заказы крымским судостроительным завода не стоит, считает президент Ассоциации судостроителей «Укрсуднопром» Виктор Лисицкий. В разговоре с «Днем» он высказал свои опасения относительно того, что Россия «украинское судостроение в Крыму просто потопит». «Мне очень не хочется в это верить, но это очень вероятный вариант», — отметил он.