Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оттолкнуться от дна

В МЭРТ готовят реформу государственных предприятий
7 июля, 2015 - 11:45

К концу года снижение реального ВВП Украины может составить 10,4% при инфляции 44%. Такой прогноз содержится в аналитическом исследовании FOREX CLUB в Украине, о котором «Дню» сообщил ведущий эксперт этого информационно-аналитического центра Андрей Шевчишин. Достижение украинской экономикой дна падения, указывается в исследовании, пока выглядит исключительно «эффектом низкой базы», поскольку именно в июле — августе 2014 года вследствие активных военных действий началось резкое падение промышленности Донбасса.

Главными драйверами спада в этом году, как считают исследователи, выступила добывающая промышленность (-25,5%) и перерабатывающая промышленность (-20,5%). Падение формировалось на фоне остановки промышленности в зоне боевых действий и сокращения кооперации с предприятиями Донбасса и стран СНГ. В добывающей промышленности в лидерах спада стал угольный сектор, так как большая часть добывающей мощностей «заперта» в зоне боевых действий. В перерабатывающей промышленности практически все сегменты демонстрируют глубокий спад, от пищепрома и легпрома до химии, машиностроения и металлургии.

Авторы исследования считают, что рекордная девальвация гривны пока не дала достаточного импульса промышленным секторам для импортозамещения, поскольку последние испытывают трудности с ликвидностью и падением внутреннего спроса. По итогам 2015 года ожидается сокращение промышленного производства более чем на 15%.

Такая ситуация требует от Минэкономразвития решительной перестройки украинской промышленности. Государство в Украине по-прежнему крупнейший работодатель (на его предприятиях занято около миллиарда человек). Совокупные активы госпредприятий, по данным за 2014 год, превышали 900 миллиардов гривен. Но как они использовались? Достаточно сказать, что уровень их амортизации превысил 96%. В результате совокупный убыток сектора госпредприятий составил в прошлом году 115 миллиардов гривен, а задолженность по зарплате — 500 миллионов.

В министерстве считают, что сектор госпредприятий нуждается в срочных реформах: ему не хватает прозрачности, качественного надзора и эффективного управления. И работа в этом направлении, похоже, ведется. Как сообщили «Дню» в МЭРТ, для этого был проведен анализ специфики и эффективности 3340 предприятий, находящихся в собственности государства. Из них работают только 1800. Остальные — это практически «пустышки». Они не только не ведут никакой деятельности, за ними, чаще всего, нет и никакой собственности, в том числе и земельных участков, и их никто даже не пытается официально закрывать.

Где выход? Все те предприятие, которые не могут быть отнесены к стратегическим, пойдут на приватизацию. Госпредприятия могут оставаться в государственной собственности лишь в случае достаточных для этого оснований: с целью сохранения критически важных объектов инфраструктуры, защиты национальной безопасности и т.д. А стратегические предприятия (их в Украине всего 92, доход каждого из них превышает 10 миллионов долларов, а всего на топ-100 украинских компаний, кроме банков, приходится 94% суммарных активов госсектора) получат новых, отобранных на конкурсе руководителей.

Этими предприятиями, как считает старший советник министра, руководитель целевой команды реформ госсобственности Адомас Аудицкас «нужно эффективно управлять». Но пока прозрачность в них («если она есть, то трудно заниматься злоупотреблениями»), по его словам, «в катастрофической ситуации — очень непрозрачный сектор». Аудицкас считает, что во всех этих компаниях необходимо провести аудиты, причем этим, по его мнению, должны заняться исключительно авторитетные международные компании... В соответствующем списке уже есть 148 таких аудиторов. Принято также постановление Кабмина «О некоторых вопросах проведения аудита субъектов хозяйствования государственного сектора экономики».

Что планируется сделать для повышения эффективности предприятий, остающихся в государственной собственности? Прежде всего, речь идет об улучшении корпоративного управления и разработке комплексной политики собственности. Кроме улучшения прозрачности и проведения аудита, на эту цель будут работать такие факторы, как создание на всех, в том числе и унитарных предприятиях, наблюдательных советов и включение в них независимых директоров, которые смогут управлять активами без оглядки на соответствующее министерство, но в соответствии с четкими целями, установленными государством для предприятия. Назначаться они будут по итогам прозрачных конкурсов, и оплата их труда будет приближаться к оплате управленцев соответствующего уровня в частных компаниях. «Хорошие люди — должны быть хорошо мотивированы, — уверен Аудицкас. — Им нужно платить, чтобы активы управлялись эффективно». Зарплата будет состоять из фиксированной и вариативной частей (в зависимости от успеха в решении краткосрочных и долгосрочных задач).

Очень большое внимание уделяется прозрачному и качественному подбору руководителей. В связи с этим внесены изменения в постановление правительства «О проведении конкурсного отбора руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики». Отныне руководители предприятий с активами больше двух миллиардов гривен или годовым доходом больше 1,5 миллиарда будут избираться через комитет по назначениям в составе пяти профильных министров и пяти независимых экспертов. Два руководителя, в том числе предприятия «Укргаздобыча», уже назначены. Конкурс на 10 позиций будет объявлен в ближайшее время.

Второй и не менее важной частью реформы управления государственной собственностью становится приватизация. В целевой команде реформ госсобственности считают, что в нынешних сложных условиях успех этого дела будет в значительной мере зависеть от уровня информированности потенциальных покупателей. С этой целью готовятся  короткие, удобные для инвесторов презентации (с 40 из них уже можно ознакомиться в «Фейсбуке» на странице SOE Reload), направленные на то, чтобы увеличить спрос на соответствующие объекты. Постановлением правительства (№271 от 12 мая) утвержден перечень их 345 госпредприятий (в нем 90% энергетики), которые могут быть приватизированы уже в 2015 году. Правительство также одобрило список 913 не подлежащих приватизации предприятий и передало его для утверждения Верховной Раде.

В ходе приватизации впервые намечено использовать и такой общепринятый в мировой практике институт, как независимые советники (инвестиционные банкиры). Сейчас создается соответствующая концепция для методики их привлечения (требования к опыту и независимости советника, объему его работ, условий оплаты). До конца года остается меньше шести месяцев, а этот процесс на столь ранней стадии. Отвечая на соответствующий вопрос «Дня», в МРЭТ признают: хотя советники, в соответствии с законом, будут наниматься только для приватизации крупных компаний (группа Г), тем не менее, у Фонда госимущества для этого нет денег. Но тут же успокаивают: платить советнику можно будет по результатам приватизации или же техническую помощь может оказать USAID. Что касается отбора советников, но он будет проходить по законодательству о госзакупках, процедура которых занимает 3—4 месяца. И еще в МЭРТ надеются, что в качестве советников в Украине будут работать известные зарубежные компании, способные привлекать инвесторов и имеющие в Украине собственные команды, хорошо знакомые с нашим контекстом.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ