Киевская пенсионерка Анна Дмитриевна готова чуть ли не ежедневно приезжать на точку, в которой с машины продают зеленый лук и другие овощи, и даже стоять здесь в позабытой уже с советских времен очереди. Она призналась «Дню», что сюда ее привлекают главным образом низкие цены. О европейских стандартах качества собеседница никакого понятия не имела. Похоже, такое же отношение пока что у большинства наших граждан. И не потому ли евростандартам соответствует всего лишь 5% сельхозпродукции в нашей стране.
Но все же главная причина такого положения, как отмечалось на международной конференции «Овощи и фрукты Украины: рынок новых возможностей», — недостаточный уровень капитализации аграриев. Отсюда устаревшие технологии и взгляды на развитие АПК, отдаляющие перспективы покорения европейских рынков.
Украинские аграрии ежегодно экспортируют свежие овощи и фрукты на сумму не превышающую $50 миллионов (для сравнения, Турция вывозит на $1,2—1,5 млрд., Венгрия — на $800 миллионов). И это в то время, как объм импорта этой продукции в Евросоюз не менее $20 миллиардов. По мнению экспертов, у Украины с ее климатическими условиями есть все шансы практически полностью вытеснить с рынков ЕС венгерскую продукцию. Они утверждают, что отечественные овощи и фрукты (бахчевые культуры, яблоки, сладкий перец, баклажаны, лук, ранняя капуста, ранние и поздние помидоры, салат, сахарная кукуруза, груши, сливы, возможно, виноград, черника и черешня) могут пользоваться спросом также в Германии, Голландии и Великобритания и других странах ЕС. А черешня украинского производства будет конкурентоспособной даже в странах юго-восточной Азии. Аналитики уверены: если бы Украина предложила Швеции помидоры с середины октября до начала декабря по конкурентной цене, то у нее появился бы шанс отвоевать значительную долю этого рынка у польских, голландских и испанских компаний. Похожая ситуация по поздним бахчевым культурам: предложив арбуз и дыню в конце октября — ноябре, Украина можем вытеснить с рынка Швеции бразильских поставщиков, как сегодня вытесняет испанских и венгерских, поставляя арбузы с 15 июля до середины сентября.
И все бы ничего, если бы не наш климат, который не дает развернуться без строительства теплиц. Но, по мнению председателя фермерского хозяйства «Аделаида» Сергея Рыбалко, это удовольствие очень дорогостоящее. «Строительство квадратного метра теплицы европейского типа стоит около тысячи долларов. Венгерские — намного дешевле, но, используя их, фермер обрекает себя на дополнительные энергетические затраты. Получается замкнутый круг: строить теплицы выгодно, если есть рынки. А их можно завоевать только в том случае, если имеешь на вооружении теплицы», — говорит Рыбалко. И все же он уверен в перспективах развития экспорта украинских овощей и фруктов. Правда, лишь в том случае, если в стране будет налажено производство дешевой и качественной упаковки, без которой на еврорынки не прорвешься.
В этом году Южный союз (кооператив в Херсонской области, в который входит и фермерское хозяйство «Аделаида») экспортировал в Швецию всего 100 тонн арбузов, тогда как на реализацию в Киев было отправлено 3,5 тысячи тонн. Хотя экспортировать, по словам фермера, раза в полтора — два выгоднее.
Как показала дискуссия на конференции, чтобы пробиться на европейский рынок и закрепиться там, украинским аграриям нужны щедрые инвестиции и целая цепочка помощников, занимающихся реализацией продукции (упаковкой, логистикой и отправкой оптовому потребителю). И аграрный кооператив — это идеальный вариант... Такие союзы активно создаются фермерами, но зачастую вынуждены действовать полулегально. По словам директора Проекта аграрного маркетинга Роберта Ли, который способствует подобным объединениям, такая ситуация складывается потому, что согласно законодательству с единоличников взимают гораздо меньше налогов, чем с объединения.
Вместе с тем Роберт Ли считает, что украинцам не стоит спешить в Европу, пока окончательно не освоен внутренний рынок. По оценкам экспертов Проекта аграрного маркетинга, размер плодоовощного рынка Украины в отпускных ценах производителя составляет около 9,5 млрд. грн., что приблизительно соответствует объему зернового рынка. Но зато в розничных ценах овощной рынок в Украине намного больше. Это говорит не только о рентабельности, но и о высоком потенциале роста рынка овощей и фруктов в будущем. И единственное, что наводит на размышления, так это вопрос: а не повлечет ли европейский стандарт, к которому сегодня так стремятся отечественные фермеры, также и европейские цены на овощи и фрукты? Хотя утверждение о более низком уровне украинских цен еще требует доказательств…