Бывший представитель МВФ в Украине Алекс Сундаков, комментируя еженедельнику «Зеркало недели» состояние украинской экономики, признал, что из-за непрекращающегося бюджетного хаоса некоторый рост отдельных показателей не способен опередить прогрессирующий развал. «Это и неудивительно, — подытожил он, — ведь в коридорах власти с советских времен практически изменился лишь предмет бюрократического торга. Раньше профессиональные лоббисты (по тогдашней терминологии, «толкачи») выбивали материально-кадровые лимиты и фонды. Теперь их привлекают организационно-финансовые инструменты — бюджетные субсидии, кредиты, гарантии, лицензии, квоты, таможенные и налоговые льготы, взаимозачеты, правительственные программы и постановления, президентские указы.… Сохранилась, таким образом, важнейшая черта социалистической хозяйственной политики — масштабное перераспределение государством экономических ресурсов».
Впрочем, Алекс Сундаков не упомянул еще одного «толкача», регулярно посещающего коридоры власти — Международный валютный фонд, под чутким и нередко незримым давлением которого принимается немало хороших и разных решений.
В начале прошлой недели старший постоянный представитель МВФ в Украине Анри Гескьер заявил, что Украина сможет получить очередные транши кредита Международного валютного фонда «только в случае принятия правительством в течение ближайших 10 дней целого ряда мер по улучшению ситуации в бюджетном, энергетическом и банковском секторах». Таким образом, наш читатель сможет самостоятельно провести эксперимент на предмет определения «лоббиста» двух последующих недель. Мы же убеждены, что в течение этого времени правительство не будет делать ничего, что не будет иметь отношения к трем ключевым сферам — бюджету, энергетике, банкам.
8 мая миссия МВФ, завершившая работу в Киеве, не смогла рекомендовать Фонду выделить Украине очередные транши кредита расширенного финансирования. Господин Гескьер сказал, что миссия высоко оценила действия Нацбанка по либерализации валютного рынка и росту поступлений в бюджет по сравнению с прошлым годом. При этом он отметил, что бюджетные доходы все же ниже показателей, предусмотренных программой расширенного финансирования, уровень бюджетных расходов превышает запланированные показатели, в результате чего правительство нарушило согласованный с МВФ график погашения долгов по заработной плате и пенсиям. За I квартал недоимка по бюджетным поступлениям увеличилась на 4 млрд. гривен (40%) и на 1 апреля составила 13,9 млрд. гривен. Примечательно, что эксперты связывают рост недоимки не со «злобностью» налогоплательщиков, а с необоснованными (с точки зрения макроэкономических расчетов) фискальными ожиданиями властей. Тем не менее от осознания тщетности попыток собрать налоги легче никому не станет. А вот некоторым станет еще хуже. Причем одними из первых пострадают те, кто страдать вообще не привык.
Согласно постановлению правительства №764 от 5 мая с. г., все текущие счета с внебюджетными средствами Государственной налоговой администрации должны быть переведены из учреждений коммерческих банков в органы Государственного казначейства. Естественно, постановление вместе с кнутом предложило и пряник, ведь полномочия по распоряжению внебюджетными средствами остаются исключительно за Государственной налоговой администрацией. Более того, ГНАУ просят не беспокоиться о несанкционированном изъятии ресурсов «в скрутні» для бюджета времена. «Средства, — говорится в постановлении, — поступившие на специальные регистрационные счета ГНАУ, не могут использоваться для погашения задолженности по социальным выплатам и для осуществления других мер, ограничивающих возможности Государственной налоговой администрации в их использовании».
Весьма оригинальную схему выполнения другого требования МВФ — сокращения задолженности по зарплатам и пенсиям — предлагает подписанный 11 мая президентский указ. В нем говорится, что задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги, газ и электроэнергию, которая сформировалась на 1 апреля этого года у работников бюджетных организаций, работников органов внутренних дел, военнослужащих, пенсионеров и получателей социальной помощи, нужно погашать путем взаимозачета долгов по заработной плате, пенсиям и социальным выплатам. Порядок осуществления взаимозачетов Кабинет Министров должен утвердить в течение двух недель, а местные органы власти в течение двух месяцев должны обеспечить проведение взаимозачетов. На 1 апреля задолженность по выплате зарплаты в бюджетных организациях составила 967 млн. гривен, задолженность по выплате пенсий из Пенсионного фонда — 2,21 млрд. гривен.
Накануне приезда миссии МВФ в Киев руководство Национального банка было убеждено, что если у кого-то и возникнут проблемы с «защитой» маяков меморандума, то только не у него. «У МВФ претензий к НБУ нет», — говорил еще неделю назад Виктор Ющенко. Однако миссионеры и в его оценки внесли коррективы. Во-первых, НБУ сразу после окончания работы миссии «забыл» о первомайском сюрпризе для «толкачей» компромата, а именно: об обещании снижения процентных ставок. Сейчас ставка рефинансирования НБУ составляет 50% годовых, хотя получить кредит от Нацбанка по такой цене невозможно: вся кредитная эмиссия идет либо на покупку долларов (в среднем около 200 млн. грн. еженедельно), либо на покупку никому (кроме НБУ) не нужных облигаций Минфина. Вторая корректива затрагивает интересы коммерческих банков. 30 марта НБУ отказался выполнять постановление Верховной Рады, предусматривающее требование к уставному фонду банков (не менее 4,2 млн. грн.). Иными словами, тогда НБУ был против ликвидации 24 банков только за невыполнение норматива по уставному фонду. Тем не менее уже через месяц директор департамента НБУ Виктор Зинченко пообещал, что до 20 мая Национальный банк в соответствии с рекомендациями МВФ и Мирового банка разработает программу мер, направленную на усиление требований к банкам, в том числе по достаточности капитала. Требование иметь капитал не менее 5 млн. грн. НБУ считает приемлемым. «На сегодня банку с капиталом меньше этой суммы нет смысла работать», — сказал г-н Зинченко.
Итак, если обозначенные направления деятельности правительства в течение 10 дней воплотятся в некотором перечне документов (а о реальной их пользе можно будет судить еще не скоро) и эти документы произведут впечатление на Фонд, тогда миссия МВФ «попытается сделать все для того, чтобы совет директоров МВФ по Украине рассмотрел украинский вопрос в конце мая». Затем если совет директоров примет положительное решение, то Украина сможет получить апрельский и майский транши кредита в размере около $130 млн. плюс еще $300 млн. на компенсацию экспортных потерь.
Возвращаясь к оценкам Алекса Сундакова, стоит признать, что он, безусловно, прав в главном. Погоду в кабинетах власти МВФовские «толкачи», конечно, не сделают. Хотя бы потому, что они допускают стратегическую ошибку, предписывая правительству «что делать». Правительство же, окрыленное отсутствием перечня из «чего не делать», окажется, в конечном счете, во власти местных лоббистов.