Украина занимает первое место в мире по производству меда на душу населения с показателем 1,5 килограмма. Об этом сообщает ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса», ссылаясь на данные исследования AgriEvent. По словам директора агентства «AgriEvent» Анатолия Циркуна, в течение последних лет наше государство уверенно держится в тройке мировых лидеров по производству меда, опережая по данному показателю все страны Европы. По его словам, ближайшим конкурентом Украины по производству меда среди стран ЕС является Испания, которая в мировом рейтинге уступает Украине 11 позиций. Украина также активно экспортирует мед в ЕС.
Если еще в 2010 году основным покупателем украинского меда была Российская Федерация, то, начиная с 2011 года, большинство поставок сладкого продукта приходится на Германию — 39% и 43% экспорта в 2011 и 2012 годах соответственно. «Также позитивной является тенденция к постоянному увеличению объемов экспорта меда из Украины, который в течение последних трех лет вырос почти вдвое с около 7 до 13 тысяч тонн. В этом отношении 2013 год ожидается не менее производительным: по результатам первого полугодия было экспортировано 7,9 тысяч тонн, а в целом ожидается, что экспорт по итогам года будет составлять около 20 тысяч тонн. Такая тенденция — результат того, что аграрные производители все больше уделяют внимания нишевым продуктам, частично уменьшая риск резких ценовых колебаний на зерновые и масличные культуры», — комментирует Анатолий Циркун.
По данным эксперта, в 2012 году производство меда в Украине составило 70,3 тысяч тонн, что на 40% больше аналогичного показателя в 2000 году. Если рассматривать региональный разрез, то наибольшими производителями меда в 2012 году стали Донецкая, Николаевская и Житомирская области, в которых было собрано соответственно 10,6 и 5 тысяч тонн меда.
Украинский мед действительно лучший в мире, рассказывает «Дню» почетный пасечник Украины, председатель общества Союза пасечников Белой церкви Белоцерковского района, Григорий Цехмистренко. «На двух мировых конгрессах в Австралии и Париже двум его разновидностям присудили первое место. Но одно дело производить мед, а другое — продвигать его на мировые рынки», — говорит он. Тем более, добавляет пасечник, что сегодня особого роста спроса на мед нет. Поэтому вопрос со сбытом очень сложный. «Украинское население не привыкло к потреблению меда в больших количествах и готово больше употреблять водку, мясо или сало. На внешние же рынки выходить сложно, особенно на европейский рынок, потому что там очень сложные требования для медовой продукции. А из-за того, что в Украине нет действенной организации, которая бы имела хорошую лабораторию для исследования качества меда, то каждый пасечник вынужден самостоятельно искать рынки сбыта, клиентов», — объясняет он. Кто же не освоил всех тонкостей маркетингового ремесла, тот работает с перекупщиками. «Они скупают мед по селам по невысокой цене у пасечников, которые имеют до двадцати пчелосемей и им не всегда удается добраться до города, чтобы продать свой товар. Поэтому перекупщики забирают сладкий продукт у них по 15—20 гривен за 1 кг, рассказывает он, тогда как реальная цена хорошего меда 40—50 гривен.
На вопрос «Дня» выгодно ли сегодня заниматься таким бизнесом, как пчеловодством, Цехмистренко отвечает: «Мы не бизнесмены, а любители. Чтобы заниматься действительно бизнесом и жить за счет этого, нужно иметь хотя бы 200—250 пчелосемей. В противном случае все прибыли идут на то, чтобы компенсировать расходы на изготовление меда и содержание пасеки».
Директор компании «Реверс» (экспортирует мед) Владимир Гарбуз добавляет, что сладкий продукт украинских пчел уже не первый год продают в ЕС. Но проблемы с экспортом действительно существуют. «Основная — загрязнение меда антибиотиками. Многие пасечники лечат пчел недостаточно качественными антибиотиками», — объясняет он. Но в целом из года в год количество проданного за границу меда растет — в страны ЕС, США, Канады. «Основной объем идет в ЕС», — добавляет он. По его оценкам, экспортный потенциал Украины в этом направлении составляет 20—30 тысяч тонн в год. «Чтобы получить доступ к дешевым кредитам, достичь этого можно за год или два. Заявок на европейское направление сегодня поступает очень много. Половину из них удовлетворяют», — продолжает он.
Впрочем, не только вопрос антибиотиков тормозит выход наших пасечников на европейский рынок. Еще один барьер — длительный срок оплаты осуществляемых поставок. В среднем от поставки партий до реального расчета проходит 45 дней. Как правило, в ЕС закупают более дешевый мед из подсолнечника и используют его как заменитель сахара. А в Украине продается акациевый, липовый, разнотравье. Стоимость 1 кг украинского меда в Европе составляет два евро, тогда как в Украине — от 35—40 гривен, а то и все 70 гривен. «С точки зрения получения прямой прибыли, для пасечников выгодна торговля в Украине, но если ориентироваться на заработок с оборота, то, безусловно, ЕС», — рассказывает Гарбуз.
Ситуацию с импортом меда в Украину пасечники и экспортеры называют очень спокойной. Все разговоры о поставках китайского меда, по их словам, это страшилки. «Если такой мед и появляется в Украине, то он реэкспортируется в другие страны и не задерживается у нас», — говорит экспортер.
Опрошенные «Днем» эксперты убеждены, что со временем Украина сможет существенно увеличить общий экспорт меда. «Можем спокойно производить 50-80 тысяч тонн меда. Что это значит? Что можем обогнать даже мировых медовых лидеров. Сегодня первое место занимает Китай, дальше — США, затем Аргентина и мы. Климатические и географические условия позволяют Украине производить много меда из подсолнечника, который востребован в мире. Поэтому пришло время готовиться к мировому лидерству в производстве органического меда», — подытоживает Гарбуз.
О том, что мировой лидеры по производству меда могут измениться в недалекой перспективе, свидетельствует и еще один тревожный факт. Массовая гибель пчел наблюдается почти во всех странах Первого мира, но в США последствия этого наиболее ощутимы. Начиная с 2006 года, некоторые американские пасеки потеряли до 80% пчелиных семей, озвучил грустную статистику ученый из Университета штата Пенсильвания Марианн Фрейзер. До 30% пчел ежегодно не переживают зиму! В определенный момент пчелы просто отказываются от своих ульев и исчезают, или же происходит массовое их самоубийство. Ситуацию с массовым мором пчел в США многие уже называют «биологической катастрофой», а ученые дали ей определение Коллапс пчелиных семей (КПС), или «синдром депопуляции медоносных пчел». Точную причину загадочной гибели насекомых до сих пор никто не озвучил. Среди самых вероятных факторов ученые называют негативное влияние химикатов, пестицидов и инсектицидов, поражение пчел клещами, бактериями, грибками или вирусами. Не исключают и причину резкого изменения климата.