С понедельника Пенсионный фонд Украины прекратил выплачивать спецпенсии депутатам, министрам, судьям и другим чиновникам. Это нововведение предусмотрено ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 года. Напомним, что в конце апреля 2015 года министр социальной политики Украины Павел Розенко представил новый пакет законопроектов (№2767№2770) относительно реформирования пенсионной системы. Однако его не приняли и отправили на доработку.
«В нашей пенсионной системе за многие годы накопилось множество проблем, которые мы хотим решить с помощью нового пакета законопроектов», — отмечает глава Пенсионного фонда Алексей Зарудный. «Во-первых, следует восстановить справедливость, ведь у нас есть два вида пенсий — обычные и специальные. Дело в том, что обычная пенсия составляет лишь 45% заработка, который человек получал раньше, а специальная — 90% — вдвое больше. То есть люди фактически одинаково работали, делали одинаковые взносы в формирование пенсионной системы, но размеры выплат существенно отличаются. Мы же хотим ввести для всех категорий граждан единый принцип начисления», — добавляет Зарудный. Повышение минимальных пенсий граждан за счет отмены специальных — одно из важнейших преимуществ этой реформы.
Напомним, что это уже третья попытка за историю независимой Украины улучшить ситуацию в пенсионной сфере. «В нашем государстве осталась старая и неэффективная модель пенсионного обеспечения, которая почти не модернизировалась со времен СССР», — отмечает эксперт Реанимационного пакета реформ Галина Третьякова. По ее словам, ситуация будет лишь ухудшаться, если не принять радикальные меры. Ведь, во-первых, соотношение тех, кто платит пенсионный взнос, и тех, кто пребывает на пенсии — почти один к одному. Во-вторых, отчисления, которые идут на содержание пожилых людей в Украине, составляют более 16% ВВП. Эти показатели являются одними из худших в мире.
Среди задач, на которых акцентирует внимание глава Пенсионного фонда Алексей Зарудный, — возобновление страховых принципов. Дело в том, что каждый четвертый украинский пенсионер имеет определенные привилегии, которые оплачиваются за счет других. Такая несвойственная для Пенсионного фонда система выплат уже привела к дефициту бюджета в размере более 15 миллиардов гривен в год. «Мы хотим, чтобы действовал принцип: сколько человек вложил в Пенсионный фонд, столько должен и получить», — резюмирует Зарудный.
Еще один вопрос, который нужно срочно решать, — отсутствие мотивации к уплате взносов и легализации зарплат. Как отмечают эксперты, все это является следствием нечеткой дифференциации пенсий. «По различным оценкам, почти 200 миллиардов гривен — это выплаты теневой заработной платы в Украине. Соответственно, потери Пенсионного фонда из-за того, что нет взносов и уплаты налогов, составляют 600 миллиардов», — добавляет руководитель Пенсионного фонда.
Одно из преимуществ пенсионной реформы, которое должно способствовать легализации зарплат, — это введение накопительной системы. То есть когда средства, вложенные человеком, являются его собственностью, а также накапливаются в течение всей жизни. Более того, если человек не сможет воспользоваться этими средствами, то они автоматически передаются в наследство. «Размер выплат в этой системе зависит лишь от того, сколько человек смог сэкономить», — объясняет Алексей Зарудный. Кроме того, пакет законопроектов не предусматривает повышения пенсионного возраста, поскольку эксперты убеждены, что это может привести к обвалу на рынке труда.
Алексей ЗАРУДНЫЙ, председатель Пенсионного фонда: Во-первых, следует возобновить справедливость, ведь у нас есть два вида пенсий — обычные и специальные. Дело в том, что обычная пенсия представляет лишь 45% от заработка, который человек получал раньше, а специальная — 90% — вдвое больше. То есть люди, фактически, одинаково работали, делали одинаковые взносы в формирование пенсионной системы, но размеры выплат существенно отличаются. Мы же хотим ввести для всех категорий граждан единственный принцип начисления
Накопительную систему планируют ввести уже с 1 января 2017 года. Ее участниками станут лица, которым будет не более 35 лет (по состоянию на начало 2017 года). Лица в возрасте до 55 лет будут иметь возможность добровольно присоединиться к этому механизму до 1 января 2018 года. Как отмечает главный специалист отдела реформирования пенсионной системы Министерства социальной политики Анна Иванова, в первый год размер взносов в накопительную систему составит 2%, и каждый год он будет постепенно повышаться, пока не достигнет 7% в 2022 году.
Однако существуют риски, которые могут существенно повлиять на реформирование пенсионной системы и отразиться на благосостоянии украинцев. «Прежде всего, нас тревожит высокий уровень инфляции в Украине, который в феврале составлял 34,5%, а до конца года прогнозируется около 30%. Понятно, что это может привести к утрате ценности накопленных средств, которые должны были бы использоваться для будущих пенсионных выплат. Пока инфляция будет превышать 7%, а ВВП — падать, нет смысла вводить накопительную систему», — отмечает эксперт по вопросам общеобязательного государственного пенсионного страхования Экспертного совета Минтруда Наталия Горюк.
Пакет законопроектов также предусматривает перераспределение пенсионных взносов между работником и работодателем, что существенно уменьшает давление на последнего. «Мы должны понимать, что вводим что-то вроде дополнительного налога на заработную плату, который будет платить наемный работник. То есть зарплата будет меньше», — рассказывает директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины Элла Либанова. На взгляд эксперта, главная функция солидарной системы — ограждать всех от бедности. Второй уровень как раз отвечает за дифференциацию пенсионных выплат. «Не нужно обещать светлое будущее сразу после принятия закона — его не будет. Первые пенсии люди начнут получать через 25 лет. А переходный период продлится вдвое дольше — 50 лет», — добавляет Элла Либанова.
«Традиционная солидарная система в принципе не может обеспечить достойную старость. Этот вывод был сделан еще в 1994 году, когда Всемирный банк обнародовал свой очередной отчет. Нам стоит использовать мировой опыт и наработки, чтобы не повторять те же ошибки», — говорит кандидат экономических наук, народный депутат Украины 1-го созыва Виталий Мельничук. На его взгляд, успешная модель пенсионной системы должна состоять из трех уровней, а не из одного, существующего сегодня в Украине. «Первый уровень — это государственная обязательная система социальной безопасности граждан (солидарная). Второй — система обязательных индивидуальных, персонифицированных пенсионных накоплений работников (накопительная) и третий — система добровольных частных пенсионных накоплений», — говорит он. Мельничук напоминает, что более десяти лет назад уже был принят закон о реформировании пенсионной системы, согласно которому должны были бы запустить все три уровня. «Однако это было только на словах. Последующие попытки были лишь имитацией, которые закончились повышением пенсионного возраста», — подытоживает он.
Впрочем, несмотря на возможные риски, член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран уверяет, что финансовая и банковская система готовы к новой пенсионной реформе. «2016 год будет иметь отличную макроэкономическую платформу для запуска этого механизма», — добавляет он.