Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Передел на газовом рынке Донбасса: приливы и отливы

Центр пытается вытеснить излишне влиятельную организацию?
8 декабря, 1998 - 00:00

Такое решение, по словам Бакая, руководство «Газпрома» приняло в связи с неплатежами ИСД за поставленный ранее российский газ. По его данным, долг ИСД за российский газ с учетом предыдущих лет составляет более $90 млн.

Председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» также сообщил, что он обсудил эту проблему с руководством РАО «Газпром» и компанией «Итера». В ходе переговоров рассматривалась возможность передачи объемов газа, предназначенных ранее для ИСД, другому газотрейдеру, работающему в Украине. И.Бакай попросил компанию «Итера», чтобы она определила газотрейдера для получения российского газа в Донецком регионе.

Таким образом, слова Бакая, будь они воплощены в жизнь, означали бы новый крупный передел на газовом рынке региона с далеко идущими последствиями. Впрочем, уже при беглом просмотре этого сообщения бросались в глаза некоторые несоответствия. Как известно, «Газпром» не имеет договорных отношений с ИСД. Корпорация, если рассматривать декабрь месяц, намерена получить 200 млн. куб. газа от четырех независимых украинских поставщиков газа и компании «ITERA International Energy».

Судя по всему, Бакай, когда говорил о долгах ИСД перед «Газпромом», имел в виду именно долги ИСД перед «Итерой». И действительно, «Итера» таким положением дел была недовольна. Ее руководство 17 ноября известило первого вице-премьера Анатолия Голубченко о том, что ИСД с 1 декабря будут прекращены поставки газа.

Правда, как нам сообщили в пресс-службе Индустриального союза, после недельных переговоров 25 ноября «Итера» уведомила корпорацию, что «газовое отлучение» не состоится и запланированный объем газа корпорация в декабре получит.

Бакай, улетая в Москву, мог об этом и не знать. Впрочем, мог и знать. В последнем случае его намерения определить для Донецкой области нового газотрейдера выходят далеко за рамки банальной заботы о стабильности платежей.

Как известно, в Украине газотрейдер — это не просто торговец газом. Это своего рода аналитический центр, выполняющий функции регулирования движения продукции на тех или иных товарных рынках. Еще со времен ЕЭСУ газотрейдеры стали контролировать не только потоки газа, но и потоки товаров, которыми за этот газ рассчитывались, а следовательно и оказывать определяющее влияние на политику предприятий, эти товары производящих.

В этом контексте следует понимать и взаимоотношения ИСД с центром. Контролируя региональные рынки ликвидной продукции, корпорация так или иначе сталкивалась с разнообразными притязаниями на них Киева. Во второй половине 1997 года противоречия эти настолько усилились, что корпорация на несколько месяцев впала в немилость у правительства Пустовойтенко.

Внешним проявлением конфликта стал уход бывшего руководителя ИСД Виталия Гайдука с поста первого заместителя председателя облгосадминистрации в конце августа 1997 года.

Однако весной 1998 года, согласно всем законам природы, тучи развеялись. Корпорация, наконец, получила подтверждение контрактов на поставку газа, и ее отношения с центром понемногу стали налаживаться.

В немалой степени это было определено тем, что ИСД разработало ряд достаточно интересных схем проплат за газ, позволяющих закрывать бартерными расчетами долги украинских предприятий по газу. Кроме того, ИСД вместе с мариупольскими меткомбинатами профинансировала строительство газопровода Донецк — Мариуполь, позволяющего поставлять в Мариуполь газ из транзитных газопроводов, идущих через Украину в Европу.

Нельзя сказать, что отношения между ИСД и Киевом все это время оставались ровными и спокойными, однако на берегах Днепра были вынуждены мириться с деятельностью корпорации, которая иногда оказывалась полезной и для центра.

Но в начале ноября баланс сил был резко нарушен. Руководителем мариупольского меткомбината «Азовсталь» вместо А.Булянды был назначен Валерий Сахно, человек близкий к В.Гайдуку и одновременно имеющий покровительство региональных властей. ИСД и связанные с ней структуры стали приобретать решающее влияние в регионе.

Киев, видимо, поспешил исправить ситуацию. Трудно сказать, означают ли слова Бакая начало нового периода охлаждения отношений между корпорацией и Киевом, или же это просто очередной тактический демарш центра, дабы показать регионам, кто действительно держит руку на пульсе истории (вариант — на газовом кране).

Но в любом случае, то, что слова эти были произнесены в самый разгар строительства новой структуры газового рынка Украины на 1999 год, заставляет задуматься о довольно непростой судьбе газового рынка Донецкого региона в будущем году. Впрочем, не только газового.

Донецк

Глеб ПАРФЕНОВ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ