Ныне имеем то, что никакие законы в нашем бизнесе фактически не действуют. Причин тому множество, но с этим как-то смирились и пытаются работать даже в таком правовом хаосе. Можно только удивляться выносливости наших предпринимателей. Западные менеджеры, которые сначала с таким апломбом пытались поучать нас из своего прекрасного далека, теперь уже совершенно не способны что-то понять в нашей деловой жизни. Киньте в нашу среду преуспевающего американского бизнесмена — он не выдержит и нескольких дней. То, что у нас еще хоть что-то работает, — это настоящее чудо, обусловленное энтузиазмом, талантом и изобретательностью наших бизнесменов. Их у нас мало. Но созданные ими рабочие места, произведенная ими продукция, организованный ими товарообмен — все это достигнуто не благодаря существующим политико-экономическим условиям, а вопреки им. Среди них немало таких, кем гордилось бы любое ведущее государство мира с высокоразвитой экономикой, но многие из них вынуждены работать у черты экономического преступления, а то и за чертой. Ведь иного выхода просто нет. Наше экономическое законодательство весьма противоречиво — это общеизвестно. Единых правил игры просто не существует. Как же тогда играть? Каждый ход следует согласовывать с партнером. В случае споров приходится обращаться к арбитру — так называемой крыше. Над каждой «крышей» есть своя «крыша» — и так вплоть до самой высокой крыши над крышами. Пока бизнесмен в фаворе у авторитета, являющегося его арбитром, дела идут более-менее стабильно. Но у каждого арбитра несколько подопечных. Не удивительно, что в конце концов каждому бизнесмену приходится все больше времени уделять не столько бизнесу, сколько интригам. В результате экономическая и политическая безалаберщина накладываются друг на друга, вступают в резонанс, взаимно усиливаются. Коэффициент полезного действия такой системы очень низок, большинство энергии идет на выяснение отношений с партнерами и арбитрами. Но пока еще это работает. Долго ли? Нынешний бизнесмен функционирует по формуле «отнять, поделиться и убежать». В каждой области производственной, торговой или финансовой сферы эта формула имеет тысячи оттенков, но общая схема одна. Понятно, что эта схема работает до тех пор, пока еще есть что отнимать- вычитать (иными словами, воровать). Достаточно взглянуть на обнаженные горы, разграбленные заводы, заброшенные поля, чтобы убедиться: возможностей для продолжения такого бизнеса становится все меньше. Вот-вот окончательно затухнет даже тот полукриминальный бизнес, который имеем. Именно этого, а не назревших перемен боятся наиболее опытные бизнесмены. Можно ли этому помочь?
Выход только один — отказаться от столь обычной системы арбитров и перейти к системе одних стабильных правил игры, т.е. к той экономической демократии и диктатуре закона, за которую выступает Е.Марчук. Только это добавит динамизма нашей экономике, перестроит ее по формуле «прибавить, приумножить и продолжить». Как единые правила (т.е. диктатура закона) будут содействовать развитию бизнеса? Объясним это на аналогии с шахматами. Там есть чемпион мира, есть гроссмейстер, есть мастер спорта, есть разрядники. Каждый гроссмейстер имеет свой личный рейтинг. В зависимости от рейтингов участников турнира устанавливается его призовой фонд. Поэтому шахматисты стремятся к самоусовершенствованию, а не занимаются интригами против партнеров или подкупом судей. Исключения бывают, но очень редко. В нашем же бизнесе исключения давно стали правилом. Тут главное не совершенствование самого бизнеса, а влияние на партнеров и политиков. Если же сделать условия функционирования бизнеса максимально прозрачными (а именно за это выступает Е.Марчук), то интриги потеряют смысл. Действительно, какой смысл подкупать шахматного судью, который никоим образом не может признать победителем того, кому поставили мат?! Вот когда правила в нашем бизнесе приблизятся по прозрачности, четкости, обязательности к шахматным, тогда и среди наших бизнесменов появятся свои ананды и каспаровы, каждый получит перспективу. В нынешних же драках без правил перспектива одна-единственная — вовремя выйти из игры, перевести капиталы за границу и исчезнуть из страны.
Таким образом, планы Е.Марчука заключаются в том, чтобы дать перспективу нашим предпринимателям, а не уничтожать их как класс. Альтернативы закону и правовому полю все равно не существует. Хаос, к которому мы привыкли, возможен только в эпоху первичного накопления капитала. Эта эпоха заканчивается. Следует думать о будущем, а оно только во введении единых правил игры. Через такие методы накопления первичного капитала прошли практически все экономики. Но каждая в конце концов прошла путь от дикости до цивилизации. Не минует этого и Украина. Однако в западных странах переход от одного состояния бизнес-истории к другому не сопровождался какими-то массовыми репрессиями против предпринимателей. Почему же такие репрессии кому-то кажутся возможными в Украине? Ведь общество заинтересовано в максимально плавном переходе от одного состояния к другому. Это трудно, но удалось другим — значит, удастся и нам. Тем более, что не всякая страна имеет такого уравновешенного, умеренного и вместе с тем твердого политика, как Евгений Марчук.