В 2016 году реальный ВВП Украины вырастет на 2,4%, инфляция составит 12%, а дефицит платежного баланса будет незначительным, заявила глава Нацбанка Валерия Гонтарева. Она признала, что стабилизировать ситуацию, сообщает «Радио Свобода», удалось лишь благодаря финансовой помощи МВФ и других доноров.
Придет ли когда-нибудь время, когда Украина выработает собственную макроэкономическую политику и начнет самостоятельно справляться со своими экономическими проблемами? Заместитель Гонтаревой Дмитрий Сологуб отмечает, что программа МВФ для Украины это, на самом деле, программа нашего правительства, хотя без денег МВФ, по его словам, очень трудно найти какие-то другие финансовые ресурсы. Он отмечает роль МВФ как квалифицированного советчика, у которого накоплен большой массив экспертных данных о том, как выходили из кризисных ситуаций другие страны. Тем не менее, он отмечает случающиеся факты «стреноживания», «когда МВФ играет роль полицейского, предупреждая о том, что где-то там на этом уже поскользнулись».
«МВФ — верный друг Украины, — подчеркивает соучредитель Центра свободной экономики имени Кахи Бендукидзе Владимир Федорин, — у нас реализуется уже девятая его программа». При этом экономист задается вопросом: что происходит, когда ответственным за ход реформ в стране оказывается все-таки МВФ и описывает нынешнюю ситуацию такой метафорой: «Международное сообщество соорудило саркофаг для нашей финансовой и бюджетной системы. Но, в отличие от чернобыльского, его срок годности быстро истекает, и, если мы сами не найдем способ, как жить за свой счет, то нам придется заключать десятую программу с МВФ, одиннадцатую»... «А может быть, и не придется, потому что интерес к серийному неудачнику рано или поздно угасает», — предполагает эксперт.
Его поддерживает заместитель директора Центра социальных и трудовых исследований Захар Попович. «Сейчас мы видим, что украинское правительство, чиновники, расписываясь в любви к МВФ, а на самом деле некоторые вещи из его рекомендаций, так сказать, не акцентируют. МВФ говорит о социальной справедливости и не только о ней. Например, в последнем своем пресс-релизе он советуют не только снижать расходы бюджета, но и расширять базу налогообложения, находить новые источники для формирования бюджета». Попович вступает в заочный спор с заместителем министра финансов Еленой Макеевой, которая «описывала в своем «Фейсбуке» философию налоговой реформы как перенос акцентов на непрямые налоги и на снижение налогов на бизнес и признавалась, что это — философия наказания бедных».
«Сегодня у нас неустойчивая ситуация, когда правительство сваливает всю ответственность за проведение реформ, за политику коммуникаций на МВФ или Мировой банк. Правительство должно бы само доказывать целесообразность своей политики, — подчеркивает исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. — Например, в вопросе о высоких газовых тарифах и субсидиях для самых бедных. Если правительство этого не делает, то это выглядит так, будто бы оно не верит в те реформы, которые проводит. Это уменьшает его общественную поддержку. И, в результате, при смене власти эти реформы будет легко откатить назад».