Рецессия начала отсчитывать четвертый месяц... Ноябрьская отрицательная динамика составляет -15,2% по сравнению с октябрьской, -28,6% по сравнению с ноябрьской 2007 года. В измерении накопительным итогом имеем -0,7% за 11 месяцев. Все эти показатели — наихудшие с января—июля 1999 г., когда было зафиксировано падение объемов производства на 0,8%.
Темп спада наращивается:
— в августе (по отношению к предыдущему месяцу) -5,3%;
— в сентябре (по отношению к предыдущему месяцу) -4,1%;
— в октябре (по отношению к предыдущему месяцу) -7,6%;
— в ноябре (по отношению к предыдущему месяцу) -15,2% (максимум спада с 1998 г.).
Усиливается спадовый тренд и в измерении к соответствующему месяцу прошлого года:
— в августе - 0,5%
— в сентябре - 4,5%
— в октябре - 19,8% (исторический максимум)
— в ноябре - 28,6% (максимум спада с 1998 г.).
Только однажды, в 2006 году, объемы производства в этом месяце на 0,4% превысили октябрьские. Но ноябрьский спад в три раза выше среднего его значения за 2000—2007 годы (4,8%). Поэтому речь идет не о сезонном феномене.
-0,7% за 11 месяцев — такая кумулятивная динамика стала историческим минимумом с 1999 года. Как мы и предполагали, упомянутый индикатор за октябрь (2,2%) не был улучшен в ноябре. Мы подтверждаем свой прогноз его дальнейшего ухудшения и в декабре. За все годы наблюдений он в этом месяце столько же раз ухудшался, сколько и улучшался. Предположение Минэкономики о преодолении пика спада выглядит слишком оптимистичным.
Подтвердилось и наше предсказание того, что в ноябре промышленность продолжит вхождение в отрицательную зону и по итогам года может протестировать исторический минимум годовой динамики. К сожалению, это произошло еще раньше. Уже в ноябре.
Ротации понижающих тенденций, зафиксированных в подотраслях промышленности в три предыдущих месяца, не произошло. В ноябре:
— металлургия сбросила объемы на 23,5% к октябрю;
— химия — на 19,2% к октябрю;
— легкая — на 11,6% к октябрю;
— пищевая — на 8,9% к октябрю;
«Подняли голову» нефтеперерабатывающая отрасль (на 33,9% к октябрю) и электроэнергетика (на 5,3%). Однако в этих случаях действовал сезонный фактор.
Выводы:
Программы санации проблемных подотраслей не привели к позитивным изменениям переломного характера. Частично по причине их запоздалого ввода в действие, частично потому, что они являются декларативными и плохо стыкуются с интересами отраслевого бизнеса. Большинство из них все еще требуют качественной доработки.
Трудности промышленности сейчас в большей, чем в августе-сентябре, степени усиливаются резким ухудшением внешней конъюнктуры. Экспорт за октябрь «сбросил» позитивную динамику в два раза. По всей вероятности, и в ноябре депрессия спроса на традиционных рынках украинского экспорта усилилась.
Кроме того, в предпоследнем месяце года ухудшились деловые ожидания бизнеса по политическим причинам и усложнились условия получения кредитов. Можно предположить, что девятимесячная невысокая активность в сфере движения инвестиций в основной капитал (4,7% против 28,2% в 2007 году за девять месяцев) в октябре-ноябре еще больше ослабилась.
Беспрецедентно высокая дефляция оптовых цен была опережающим индикатором болезненного состояния индустриальной экономики. Промышленность резко негативно реагирует на кризисные факторы как внутреннего, так и внешнего происхождения. Предположения, что дефляция не будет сопровождаться усилением рецессии в промышленности, не нашли практического подтверждения. За спадом спроса упали цены и объемы. Имеем не только традиционно высокое для ноября сжатие реальных объемов производства. Есть основания сделать обобщение, что промышленность вошла в зону, где формируется фундамент предкризисного состояния отрасли, которое может окончательно сложиться в январе-феврале.
Предположения, что пик спада уже пройден, кажутся нам маловероятными. В декабре возможна некоторая коррекция. Но краткосрочная. В январе-феврале высока вероятность тестирования нового пика рецессии в отрасли.
ВВП в ноябре, скорее всего, в очередной раз, и теперь уже резко, замедлит рост. До 4,0% — 4,2% с уровня 5,8% за десять месяцев.
При сложившихся условиях Нацбанк при участии правительства и коммерческих банков должен принять дополнительные меры по возобновлению кредитной активности и оптимизации амплитуды колебаний обменного курса.
Необходимо обеспечить адекватное законодательное сопровождение стабилизационных мероприятий в проблемных подотраслях промышленности и экономики в целом.