Возможно, для акционерных обществ наступил один из самых светлых дней, так как был принят закон «Об АО». Что же хорошего и плохого несет новый закон, выяснял «День»...
«Принятие закона об акционерных обществах — одна из самых значимых и давно ожидаемых экономических реформ, — говорит директор Фонда «Эффективное Управление» Наталия Изосимова. — Очень важно, что этот закон не является программным документом ни одной из политических партий. Он представляет собой продукт совместных усилий многих сторон: правительства, юристов, украинских и международных экспертов, независимых организаций и бизнес-ассоциаций. Именно такой подход к разработке законов соответствует лучшим демократическим практикам».
В принципе, важное в законе то, что за счет нововведений будут урегулированы отношения между мелкими акционерами и руководством предприятий. Например, закрепляется принцип «одна акция — один голос», что не будет ограничивать количество голосов по акциям, которые принадлежат одному акционеру.
Однако и про миноритарных акционеров не забыли. Сегодня, в условиях нового закона, становится невозможным скупить контрольный пакет и пренебречь всеми остальными акционерами. Миноритарии получили право требовать у такого «контрольного» акционера выкупить у них принадлежащие им акции по реальной рыночной стоимости (если участие в таком АО миноритарии больше не считают для себя приемлемым).
К тому же, если ранее мажоритарий мог не считаться с «мальками», имея уже 51% акций, то теперь голоса будут учитываться по иной системе. «По новому закону проигнорировать миноритарных акционеров будет невозможно, — разъясняет народный депутат и руководитель рабочей группы по работе над законопроектом «Об АО» Юрий Воропаев. — Допустим, надо избрать наблюдательный совет в составе десяти человек. У мажоритарного акционера — 90% акций, а у меня — всего 10%. Раньше, по закону о хозобществах, выйдя со своими 90% на собрание, мажоритарий мог назначить всю десятку самостоятельно. Теперь ему придется поступиться частью полномочий. По закону, мои 10% умножаются на количество членов наблюдательного совета — 10. Получается 100%. Аналогичным образом у мажоритария получается 900%. Голосование идет отдельно за каждую кандидатуру. И свои 900% мажоритарий может отдать за девять человек. Но мои 100% не «сгорят» — их достаточно, чтобы избрать одного члена наблюдательного совета. И я этим правом точно воспользуюсь. И точно буду представлен в наблюдательном совете».
Интересен пункт, где с целью ускорения принятия решений сокращен перечень вопросов, которые решают на общем собрании, передавая их на рассмотрение наблюдательному совету. Однако заключение сделок на сумму более 25% от стоимости активов общества будет все так же отнесено к компетенции собрания. Ранее миноритарные акционеры часто блокировали работу предприятия через суд, когда какое-либо из решений собрания их не удовлетворяло, теперь же закон, наоборот, сужает возможности необоснованного блокирования работы предприятия.
Наиболее обсуждаемым изменением стало переведение «закрытых» и «открытых» АО в «публичные» и «частные»... Это выдумано не у нас, а принято в международной практике. В частное АО не могут входить более 100 акционеров, в публичном АО акционеры обязаны пройти процедуру листинга и входить в реестр хотя бы одной фондовой биржи.
Масштабным и значимым в законе является то, что с его помощью государство объявило войну рейдерству. Этот «способ бизнеса» уже давно стал настоящим «вредителем» для нашего предпринимательства, поэтому закон многие восприняли словно «лекарство» от этой беды.
Но можно ли сказать, что этап рейдерства закончился для нашей страны? «Я бы тоже этого хотел: нажал одну кнопочку — и наступило светлое будущее, — сказал Воропаев. — Но в любом случае, благодаря новшествам, которые вводятся в закон, появляется масса ограничений для рейдеров и масса возможностей защищаться для АО».
Во-первых, закон гласит: тот, кто хочет приобрести существенную долю в акционерном обществе (а это 10 и более процентов акций), должен письменно, за 30 дней до приобретения, известить само общество, а также Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Более того, эту информацию следует опубликовать в официальных печатных органах. А если речь идет о публичном обществе, то информацию о том, что такое-то лицо желает приобрести такой-то пакет акций, необходимо сообщить еще и биржам, где котируются акции предприятия.
Во-вторых, если акционерное общество осуществило публичное размещение акций или в нем свыше 100 акционеров, то любое голосование по повестке дня собрания происходит исключительно бюллетенями. Причем свой бюллетень акционер должен подписать, ибо в случае отсутствия подписи его признают недействительным. Если же учесть, что с помощью бюллетеней голосуются все кадровые вопросы, форма бюллетеня утверждается наблюдательным советом за 10 дней до собрания, и любой бюллетень, отличающийся от официально изготовленного, признается недействительным, — то подтасовать результаты голосования вряд ли удастся. Не обошли законодатели вниманием и популярные в последние годы схемы захвата ЗАО посредством преимущественного права покупки акций.
«Прежде чем предложить акции «на сторону», акционер, согласно старому закону, должен был предложить их сначала акционерам самого АО, — говорит Воропаев. — Как рейдеры обходили это ограничение? Они проворачивали мнимую сделку: рассчитывались за акции деньгами, но оформляли договор дарения. Этого больше делать будет нельзя, так как вводятся существенные ограничения. Преимущественное право покупки теперь не работает только в двух случаях — передачи акций в наследство близким родственникам акционера либо получения акций юридическим лицом-правопреемником. У рейдера нет лазейки, чтобы зайти в закрытое акционерное общество без согласия акционеров».
К тому же теперь, согласно закону, предусмотрен переход акций в бездокументарную форму, что, опять же, обезопасит АО от рейдерских атак.
Конечно, в законе есть и недостатки... Это, например, то, что в некоторых пунктах не учтены все варианты и повороты событий. Что будет, например, если акционерное общество не переведет акции в бездокументарную форму до вступления в силу нормы нового закона? Или о каких биржах (только об отечественных или и о зарубежных) идет речь в требовании к публичным акционерным обществам пройти процедуру листинга? К тому же, только двухлетний срок (а не пятилетний, как это планировалось изначально) будет дан компаниям для того, чтобы привести свои уставные документы в соответствие с законом. Из-за этого многие компании должны будут проработать целую гору бумаг и пройти множество бюрократических процедур. Эксперты соглашаются: закон еще не «дозрел».
«Я считаю, что закон нуждается в уточнениях и дополнениях. Прежде всего, необходимо более четкое определение для всех акционерных обществ принципов ведения хозяйства, создания, деятельности, ликвидации и специфики. Переход от закрытых и открытых АО к публичным и частным приведет только к путанице из-за похожести терминологии в нормах Цивильного кодекса» — высказал свое мнение кандидат юридических наук Василий Мирошниченко. Также он добавил, что законодателям стоит обратить внимание на крайне сомнительные изменения в Криминальный кодекс, предложенные в проекте Закона Украины «Об АО». Они неоправданно ослабят криминальную ответственность за совершение более тяжелых преступлений в сфере деятельности АО, в то же время усиливая ее для однородных, менее тяжелых преступлений. Фактически одно и то же преступление следователь или судья сможет на выбор квалифицировать по совершенно разным по санкциям статьям Криминального кодекса. К тому же, было бы правильным создать общеукраинский официальный орган массовой информации, для публикации сведений про АО, — считает он.
К тому же, оказывается, в законе про АО есть нормы, которые противоречат действующему законодательству Украины. «Так, например, в Законе Украины «О хозяйственных обществах» предусмотрено, что внеочередные собрания акционеров созываются в случае неплатежеспособности общества, а в соответствии с новым Законом, внеочередные собрания акционеров созываются в случае нарушения осуществления о признании общества банкротом, — рассуждает юрист компании Правовая группа «Доминион» Евгений Найда. — И это несмотря на то, что банкротство и неплатежеспособность являются абсолютно разными вещами по своему правовому характеру. Таких коллизий с действующим законодательством Украины Закон содержит немало», — добавляет он. Учитывая тот факт, что положения Закона Украины «О хозяйственных обществах», которые касаются акционерных обществ, утратят свою силу через пять лет, нетрудно предугадать, что на практике придется руководствоваться не только положениями Закона, но и решениями соответствующих судов.
Но все же только само принятие закона уже является прорывом для бизнеса. Множество пунктов направлены на то, чтобы облегчить работу АО и помочь чувствовать себя более защищенными и, конечно же, защищаться, — уверены эксперты. Так ли оно будет на практике, мы сможем узнать уже через шесть месяцев, когда закон вступит в силу...