Ситуация в украинской энергетике очень напоминает начало тысячелетия, когда Украина погрязла в долговом кризисе. Сегодня неплатежи опять стали важнейшим фактором, препятствующим развитию экономики, и не исключено, что правительству Азарова придется каким-то образом использовать опыт Юлии Тимошенко, которой в свое время удалось ликвидировать финансовые пробки, затромбировавшие отрасль.
Тем временем регионы сильно лихорадит. А едва ли не больше всех — столицу. «Киевэнерго» с 20 марта прекратило электроснабжение ряда должников. Получив, как положено по закону, предупреждающие уведомления, они не погасили задолженности за использованную электроэнергию. «Законодательство запрещает безоплатно поставлять электроэнергию. Мы предупредили всех должников о возможных последствиях в случае непогашения долга до определенной даты. С сегодняшнего дня мы начали отключение тех должников, кто не предпринял никаких мер для решения вопроса задолженности», — сообщил директор предприятия «Энергосбыт» ПАО «Киевэнерго» Алексей Савенков.
ПАО «Донецкоблэнерго» почти в такой же, если не в худшей ситуации. Но оно пока просто призывает крупнейших должников рассчитаться за электроэнергию. По состоянию на 1 марта долг предприятий области перед «Донецкоблэнерго» превысил 1,6 миллиарда гривен. Самыми крупными должниками стали коммунальные предприятия области. Только задолженность КП «Вода Донбасса» составила более миллиарда гривен (64% от общей задолженности потребителей — юридических лиц). Долг «Донецктеплокоммунэнерго» достиг 86 миллионов гривен. Директор по энергосбыту «Донецкоблэнерго» Владимир Париенко отмечает: «Мы понимаем, что задолженность объясняется заниженными тарифами на водоснабжение. Но мы не можем давать льготы или скидки. Ведь недополучение средств от потребителей ведет к росту нашей задолженности перед «Энергорынком», который в свою очередь не может из-за этого рассчитаться с электрогенерацией, а она — с шахтерами». Профсоюз «Донецкоблэнерго» объявил о готовности пикетировать крупнейших должников.
В другом регионе Донбасса — на Луганщине — энергетики также страдают из-за долгов потребителей и, прежде всего, водоканалов. «Луганское энергетическое объединение» не может своевременно рассчитываться с «Энергорынком» и выплачивать зарплату работникам. Сообщая об этом журналистам, заместитель председателя профсоюзной организации ЛЭО Наталья Лапыгина сказала: «Наш крупнейший должник — водопоставляющее предприятие «Лугансквода», его долг составляет 540 миллионов гривен. Причем проблема родилась не вчера. По вине водоканалов области мы имеем долг перед «Энергорынком» в 1 миллиард». Как отмечают в профкоме ЛЭО, неплатежи не позволяют обновлять сети, что приводит к авариям.
Аналогичная ситуация в Днепропетровской области. Местное облэнерго в качестве профилактической меры уже несколько раз отключало энергоснабжение Аульского водовода, из-за чего Днепродзержинск оставался без питьевой воды. «Долги потребителей перед компанией «Днепрооблэнерго» за отпущенную электроэнергию достигли 1,4 миллиарда гривен и продолжают расти, — докладывал на профсоюзной конференции предприятия его коммерческий директор Юрий Паршин. Участники конференции обратились к своему ЦК профсоюза с просьбой содействовать принятию на государственном уровне решения, которое бы определяло субвенцию из государственного бюджета на покрытие разницы в тарифах предприятиям тепло- водоснабжения и водоотведения.
Профсоюзные активисты встревожены тем, что неплатежи могут привести к коллапсу энергетической отрасли, а затем перекинуться и на смежников. Такое мнение высказал заместитель председателя профкома «Житомироблэнерго» Василий Шевчук. По его словам, дебиторская задолженность облэнерго выросла до 27 миллионов гривен, и он считает, что необходимо максимально жесткими методами обеспечивать платежную дисциплину. И речь тут должна идти не только об отключениях за неуплату, а и об увольнении нерадивых руководителей бюджетных и коммунальных предприятий.
Бывший министр жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко уверен, что неплатежи потребителей за электроэнергию могут стать угрожающими в национальном масштабе. По его словам, традиционными наибольшими должниками являются предприятия ЖКХ (около 5 миллиардов гривен) и водоканалы (около 4 миллиардов). По последним данным, говорит экс-министр, долги, как снежный ком, растут еще с 2009 года. Это связано с низкими тарифами на воду, которые покрывают себестоимость водоподготовки и водопоставки на 50 — 60%. Поэтому и уровень оплаты от водоканалов — 10 — 20%. «Естественно, эти деньги не доходят до угольщиков, энергогенерации, «Энергоатома»», — резюмирует Кучеренко.
В целом по Украине уровень оплаты электроэнергии за 2011 год составил 97,2%, что на 1,3% меньше, чем в 2010 году. Это самый низкий показатель за последние годы. Расчеты были хуже только в начале 2000-х, когда страна перешла к оплате электроэнергии исключительно в денежной форме. В этом году ситуация ухудшается как в отдельных областях, так и в целом по стране. За январь — февраль уровень оплаты за потребленную электроэнергию оказался критически низким. В результате за февраль облэнерго рассчитались с «Энергорынком» только за 80% поставленной электроэнергии. Задолженность потребителей за минувший год выросла, без малого, на два миллиарда гривен и превысила 11,6 миллиарда.
Кто будет нести за это ответственность? Как ни странно, в нашей стране чаще всего виноватым получается кредитор или производитель. Аналитик инвестгруппы «Арт Капитал» Станислав Зеленецкий считает, что неплатежи за электроэнергию лягут на плечи облэнерго и генерации. По его словам, неплатежи влекут за собой накопления задолженности в цепочке между потребителями, облэнерго и госпредприятием «Энергорынок». «Если облэнерго не доплачивают средства в «Энергорынок», то последний не может полностью рассчитаться с генерацией: атомными, тепловыми станциями, гидроэлектростанциями, объясняет эксперт. — И для этого ему приходится привлекать кредиты». По его данным, средств, которые сейчас поступают на счета облэнерго от промышленных потребителей и населения, едва хватает на оплату текущих расходов, тогда как инвестиционные программы остаются без финансирования.
Несколько с другой стороны смотрит на ситуацию с неплатежами потребителей электроэнергии председатель Профсоюза работников энергетики и электротехнической промышленности («Укрэлектропрофсоюз») Сергей Шишов. По его мнению, низкие тарифы на электроэнергию для населения, покрывающие только 30% себестоимости ее производства, являются одной из причин формирования задолженности перед производителями и поставщиками. Профсоюзный функционер отмечает, что «сейчас экономически обоснованный уровень тарифов для населения составляет 1,06 гривны, а не нынешние 28 копеек за кВт/ч». Если бы тарифы для населения соответствовали себестоимости производства электроэнергии, говорит он, то это позволило бы не повышать цен для промышленности и бюджетных потребителей. «Все бы платили одинаково, никто бы никого не дотировал, и долгов можно было бы избежать», — говорит Шишов. «А сейчас долги накапливаются по всей цепочке, — сокрушается он. — И эти проблемы не решаются. Отрасли уже практически нечем платить зарплату, которая и так самая низкая по всему топливно-энергетическому комплексу». А глава Независимого профсоюза энергетиков Украины (НПЭУ) Валерий Погорелый призывает правительство решить проблему водоканалов, заложив в бюджет компенсацию в тарифах на поставку воды, чтобы водоканалы могли рассчитываться за поставленную электроэнергию.
Не считают нужным отмалчиваться в этой ситуации и представители горняков. Председатель Профсоюза работников угольной промышленности Украины (ПРУП) народный депутат Виктор Турманов понимает: «Если недополучают облэнерго, то недополучает генерация и угольщики. А для углепрома важно иметь сбыт продукции. Ведь угольным объединениям тоже необходимо рассчитываться за ту же электроэнергию». Провластный депутат даже утверждает, что этот вопрос находится на постоянном контроле правительства. «Тем более, — дополняет он, — что Президент Украины Виктор Янукович обозначил курс на сокращение потребления газа и наращивание использования угля. То есть чрезвычайно важно, чтобы покупатели угля (энергогенерирующие компании) имели возможность рассчитываться за сырье».