Вчера парламент назначил новых руководителей Фонда госимущества и Антимонопольного комитета. Как и писал «День» накануне в материале «Старые «грабли» и новые...», первую должность отдали Игорю Билоусу (бывший глава Государственной фискальной службы), вторую — Юрию Терентьеву. Неожиданностей не было: после недели переговоров коалиция насобирала нужные голоса. Однако незакрытым остался еще один важный кадровый вопрос: кто сядет в кресло главы Счетной палаты (СП). Традиционно этот пост отдавали оппозиции. Но, как утверждают источники «Дня» в коалиции, «Оппозиционному блоку» это кресло не отдадут однозначно! Посадить туда своего человека хотят в БПП и в других политсилах — участниках коалиции. Пока что уверенно выглядит позиция Радикальной партии, которая разыгрывает свою «золотую» коалиционную акцию. Впрочем, торги еще не завершены.
Интерес к этой должности обусловлен тем, что глава СП — человек, который сможет постоянно и систематически легально «копаться» в эффективности использования государственных средств. Другими словами — контролировать всех распорядителей госбюджета, в том числе и КМУ. Учитывая подписанный недавно Президентом Украины Закон, обязывающий Счетную палату контролировать еще и бюджетные деньги на входе в казну, масштабы полномочий, а следовательно, и влияния (как на политику, так и на электоральные симпатии украинцев) существенно возросли.
Оценить сделанные Радой кадровые назначения и спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации вокруг назначения главы Счетной палаты «День» попросил экономиста, руководителя проекта «Успешная страна» Андрея БЛИНОВА:
— Что будут делать новые руководители этих двух ведомств? Насколько активной будет приватизация, будет ли оказываться давление на монопольные рынки? Об этом сложно говорить, потому что их назначение — чисто политическое решение. После назначения руководителей ФГИУ и АМКУ предметом особого торга станет кресло главы Счетной палаты. Ведь это хороший плацдарм для аргументированной критики действий властей. Если какие-то политические силы хотели «наехать» на правительство, то всегда поднимали отчеты палаты и давали свои оценки. Счетная палата — это инструмент давления на власть и, параллельно, база для наращивания электоральных баллов. Поэтому за контроль над ней будет жесткая борьба. Но как инструмент реального контроля эффективности использования бюджетных денег она еще несовершенна. Почему? Сейчас палата отчитывается перед парламентом раз в год, и нет реальных механизмов привлечения виновных к ответственности за найденные СП нарушения. Это проблема. Кроме того, именно Счетная палата должна была бы следить за соблюдением закона о прозрачности бюджетных средств в регионах, но как это сделать на практике — нет законодательного механизма. Это тоже нужно решить депутатам.