Народный депутат от Партии регионов Евгений Сигал предлагает ввести налог в 25% на проценты с депозитов. Подобный шаг, говорится в объяснительной записке к законопроекту, будет способствовать тому, что физические лица активнее будут тратить свои деньги на товары и услуги отечественных предприятий. В то же время благодаря такому налогу в госбюджете появятся дополнительные средства на выплату пенсий, убежден автор законопроекта.
«Гражданин Украины, который сегодня честно работает на предприятии, когда ему начислили зарплату, предприятие в котором работает, платит налоги на зарплату? Платит... Гражданин, который получает зарплату, платит с прибыли налог? Платит. То есть, зарплата облагается налогами, прибыли предприятия облагаются налогами, а если человек положил деньги в банк на депозит, это что, прибыль? Прибыль. Так почему доход, какой он получает от своей финансовой деятельности, не должен облагаться налогом?» — объясняет логику своей законодательной инициативы Сигал. Кроме того, по его мнению, налогообложение депозитных доходов повлияет на удешевление кредитных ресурсов коммерческих банков. Впрочем, здесь уже не объясняет логику своих рассуждений.
Если предложение поддержит большинство парламента, оно начнет действовать с первого января следующего года. С этого же времени, прогнозируют специалисты, следует ожидать уменьшения депозитных вкладов населения, которые сейчас являются единственным источником кредитования украинской экономики.
Председатель Ассоциации украинских банков в комментарии «Дню» заметил: отмена моратория на налогообложение доходов граждан преждевременна. Да, именно моратория. Ведь на самом деле законодательно в Украине и сегодня предусмотрено налогообложение депозитного дохода граждан, как и любого другого дохода физического лица. Но за почти 22 года независимости эта норма так и не действовала в связи с затруднительными экономическими реалиями: острый дефицит ликвидности коммерческих банков, высокий кредитный «голод» предприятий и так далее... Изменилась ли ситуация сегодня?
Нет, отвечает Сугоняко. Для коммерческих банков, особенно в последние 4-5 лет кризиса, фактически единственным источником пополнения кредитных резервов стали средства, привлеченные от населения. И банки жестко воюют за них. Ведь вполне очевидно, что и возможности, и доверие украинцев к сбережениям на банковских счетах далеко не самые высокие. «Если сравнить объемы депозитных вкладов украинцев сегодня с теми, что были в 1990 году в Сбербанке СССР, то они значительно ниже», — отмечает Сугоняко.
Председатель АУБ согласен: мораторий нужно отменять. Это — нормальная европейская практика, практика развитых стран. Вопрос лишь: как, когда и каковы будут последствия этого?
«Прежде всего, нужно посмотреть на структуру вкладов, — говорит Сугоняко. — Если мы там имеем приблизительно 400 миллиардов гривен. А это — все депозитные вклады: валютные, гривневые, срочные и текущие. 300 тысяч счетов из более чем 300 миллионов открытых «держат» 90% от этих 400 миллиардов. То есть, это крупные суммы, сосредоточенные в одних руках. И вот этот человек получит в год по процентам, например, 10 миллионов гривен. А это абсолютно реальные деньги для крупных депозитных вкладчиков. Так захочет ли он отдать 2,5 миллиона гривен государству?». Эти люди, убежден эксперт, найдут путь, как обойти закон. «Самое примитивное — до первого января 2014 года они просто заберут средства с депозитных счетов и переведут их в валюту», — убежден Сугоняко. А это, наоборот, ухудшит ситуацию с депозитными вкладами.
Нельзя во время кризиса лишний раз «дергать» финансовый рынок, убежден эксперт. А то, что Украина переживает кризис, у Сугоняко сомнений нет. Ведь по январю месяцу в Украине — падение ВВП, падение промышленно производства.
Впрочем, инициатива Сигала, убежден Сугоняко, лишь подтверждает характер мышления последних инициатив власти в денежно-кредитной политике. «Государству нужна валюта — она запрещает валютные депозиты. Так же и здесь. Они же все подсчитали. 400 миллиардов гривен по средней процентной ставке в 10% годовых — это 40 миллиардов. Из них 30 — останется на руках, а 10 — поступит в распоряжение государства», — говорит Сугоняко.
КОММЕНТАРИЙ
Роман ШПЕК, старший советник Альфа-банка (Украина):
— Практика налогообложения депозитов существует в некоторых странах, но для Украины мы считаем такой шаг преждевременным.
На данный момент заданием номер один является привлечение средств в банковскую систему. Учитывая те суммы средств, которые находятся вне банковского оборота как в долларах, так и в гривне (по оценкам Валерия Гееца (Институт экономики и прогнозирования НАУ), объем ВВП, произведенный теневым сектором, составляет 45—55% от реальной экономики), учитывая низкую ликвидность финансовой системы в целом, необходимо делать акцент на детенизации экономики, борьбе с «серыми» зарплатами, введении безналичных расчетов и т. п. Банковской системе необходимо всячески привлекать те средства, которые сегодня находятся вне системы, чтобы использовать их для кредитования экономики.
Банки пытаются привлекать деньги за рубежом, не используя внутренних ресурсов. Поэтому введение такой нормы преждевременно и будет, возможно, иметь отрицательный эффект — сократит приток депозитов населения, при этом не повлияв на уровень предлагаемых процентных ставок.
Для того чтобы процентные ставки по депозитам снижались, необходимо в первую очередь повышать доверие населения и субъектов предпринимательства за счет реальной бюджетной политики, а также за счет улучшения состояния основных заемщиков корпоративного сектора (когда более 40% предприятий в Украине работают убыточно, говорить о том, что будут желающие кредитовать их по низким ставкам, неуместно).
К ТЕМЕ!
Автор инициативы отмечает, что подобный налог уже существует в соседней России и государствах Евросоюза. Там даже платят 35% налога, а в некоторых европейских странах 50%.
«День» решил поинтересоваться практикой налогообложения депозитных доходов у наших «соседей» и других стран ЕС. И оказалось, что действительно, в такой стране, как Дания, население которой немногим более 5 миллионов, а ВВП вдвое больше, чем в Украине, доход по депозитам облагается налогом при общей ставке на доходы физических лиц, а это — 40%. Но в Дании бесплатная медицина и образование действительно бесплатное и качественное, общественный транспорт — комфортный, а на пенсии и стипендии можно спокойно жить. Правда, у датских депозитов есть один существенный минус: процентная ставка. Для большинства украинцев 1%-3% годовых, предлагаемые во многих скандинавских банках, кажутся несерьезными. Так же, как о невиданных 16%—18% годовых по депозитам, привычных для Украины, датчане даже не мечтают.
Зато в России, на опыт которой ссылается Сигал, процентные ставки в некоторых банках по вкладам в рублях достигают 11% годовых. И облагаются налогом по ставке в 35%, но лишь в случае если превышают 12,75% годовых. Подробнее — в таблицах к материалу.