На днях в Крыму прошел международный семинар руководителей региональных органов финансового контроля Украины, Российской Федерации и стран Евросоюза. Организатором семинара выступила Счетная палата Крыма.
«Алгоритмы общественного развития, их масштабность и сложность, предусматривают периодический контроль действенности, качества, функций и методов финансового контроля во всем мире, — считает Председатель Совета Министров АРК Виктор Плакида. — Наиболее эффективным ответом на новые вызовы времени будет умение предвидеть проблемы с выполнением бюджетной политики, переход от контроля за простым выполнением бюджетов к контролю за качеством их выполнения, а затем и к контролю за повышением качества жизни населения — вот задачи, которые может решать Счетная палата, опираясь на международный опыт, взаимодействуя с коллегами с EURORAI...» Контроль за использованием государственных финансов — чрезвычайно актуальный вопрос не только для Украины, но является составной частью наиболее развитых демократий, таких, как Швейцария, Австрия, Франция, Германия, а также формальных монархий — Великобритания, или, например, Испания, где членами EURORAI являются 15 региональных аналогов наших Счетных палат, и других государств мира. В EURORAI входят не только контрольные органы западноевропейских стран, но и Кипра, восточноевропейских Венгрии, Польши, Сербии и Черногории, Словакии, Словении, а также Росси и Бразилии.
В работе семинара в Крыму приняли участие члены руководящего состава Европейской организации региональных финансовых органов. В Крыму делегация EURORAI детально ознакомилась с практикой работы Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, Счетной палаты АРК.
ЕВРОПЕЙСКОЙ УКРАИНЕ — ЕВРОПЕЙСКУЮ СИСТЕМУ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Участие Счетной палаты Крыма в деятельности EURORAI способствует укреплению международного статуса АРК, повышению инвестиционной привлекательности, углублению демократических преобразований и экономической стабильности в регионе, — говорит Председатель Счетной палаты Крыма Владимир Полищук. — Аудиторская и Контрольно- счетная деятельность, парламентский финансовый контроль для Украины довольно новое дело, а потому опыт европейских коллег — бесценное достояние. Наиболее полно задачи финансового контроля реализуют независимые внешние органы, созданные вне системы исполнительной власти — как счетные или аудиторские палаты, отметил на семинаре вице-президент EURORAI, председатель финансовой инспекции кантона Валлис (Швейцария) господин Кристиан Мелли. Также он подчеркнул, что «внешний государственный финансовый контроль в демократическом государстве содержит в своем развитии своеобразную диалектику: оставаясь государственным, он становится, вместе с тем, и контролем общественным (народным) в высшем понимании этого слова…» «Восьмилетний опыт работы Счетной палаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, — говорит ее Председатель Владимир Полищук, — разрешает сделать вывод, что, во-первых, внешний финансовый контроль должен не только выявлять факты нарушения бюджетного законодательства, но главным образом, суметь определить те слабые места в бюджетной цепочке, где возможны злоупотребления и устранить их. Во-вторых, Счетные палаты на современном этапе должны усилить контроль за разработкой самих бюджетов, чтобы можно было рассчитать его наиболее оптимальным образом. В-третьих, органы внешнего финансового контроля должны систематически вести аналитические разработки. Реалии социально-экономического развития Автономной Республики Крым, а также бюджетных, финансовой, налоговой и банковской систем требуют дальнейшего совершенствования форм и методов деятельности.
Уже имеются предложения по совершенствованию внешнего контроля за государственными финансами. «Сегодня Счетная палата АРК осуществляет контроль за использованием расходной части бюджета, но не имеет полномочий контролировать его наполнение, — рассказывает Владимир Полищук. Получается, как специальный инструмент парламентского контроля, она значительно ограничена в полномочиях. В то же время практика показывает необходимость предоставления счетным палатам особого статуса среди органов государственной власти. На основе изучения и обобщения зарубежного опыта можно сделать вывод, что полномочия Счетных палат нуждаются в существенном расширении. В частности, органы парламентского контроля следует наделить правом контроля не только за расходами, но и за доходной частью бюджета, за движением трансфертов местным бюджетам, реализацией государственных корпоративных прав и имущественных отношений, правом приостановления финансовой деятельности организаций, которые допускают нарушения в использовании бюджетного средства, а также правами на проведение экспертно-аналитической оценки выполнения местных бюджетов, на подачу правоохранительным органам материалов для привлечения к ответственности должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства. Для этого следует принять специальный закон Украины о единой системе государственного финансового контроля. По мнению Владимира Полищука, следует также увеличить срок полномочий председателя Счетной палаты настолько, чтобы он превышал срок полномочий парламента, что будет отвечать международным принципам финансового контроля как функции государственного управления… «Интеграция Украины в европейские структуры требует внедрения такой модели взаимоотношений центра с регионами и управление ими, которая бы отвечала принципам региональной политики Евросоюза, — считает Владимир Полищук. В странах ЕС наработан большой опыт применения механизмов регулирования регионального развития, поддержки депрессивных территорий, экономического и бюджетного выравнивания. Необходимо только использовать этот опыт, адаптировать и применить его к условиям Украины. С переходом экономики государства на рыночное отношение назрела необходимость в оценке эффективности управления государственными ресурсами. Для этого необходима модернизация государственного финансового контроля, наделение его функциями глубокого анализа всей системы государственного управления. Счетная палата Украины занимает особое место в системе контроля государственных финансов со стороны законодательной власти, основные направления деятельности которой определенные Законом Украины «О Счетной палате». Однако деятельность Счетной палаты Украины осуществляется преимущественно на центральном уровне, не охватывает распорядителей и получателей бюджетных средств, которые находятся в регионах. В этой цепочке непрерывность контроля теряется. Поэтому для осуществления Счетной палатой Украины в полном объеме своих функций и полномочий, предусмотренных ст. 98 Конституции Украины, Бюджетным кодексом Украины, Счетная палата должна иметь свои подразделы в регионах.
Владимир Полищук считает, что систему финансового контроля на региональном уровне следует рассматривать не как вертикальную иерархию субъектов контроля, а как единство целей, принципов, методик и системы контроля в области государственного управления регионом. В структуру Счетной палаты АРК был введен новый отдел по взаимодействию с Счетной палатой Украины и местными бюджетами Автономной Республики Крым. Однако этого недостаточно. Государственный финансовый контроль, как элемент регионального управления, должен осуществляться и на этапе планирования, и на стадии оперативного управления, и лишь тогда это дает возможность определить насколько эффективно используются финансовые ресурсы территории, обнаружить резервы роста. Поэтому в Украине, как это делается практически во всех цивилизованных странах, за региональными бюджетами также должен быть установлен внешний финансовый контроль.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАДРОВ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
Усовершенствовать методы независимого финансового контроля можно одним из путей повышения его качества на региональном уровне. Существуют три направления: внесение изменений в законодательную и нормативно-правовую базу, создание организационных условий функционирования субъектов контроля, и совершенствование кадровой работы. В этой связи, в Крыму разработаны научно обоснованные механизмы парламентского контроля. Их внедрение позволило использовать в работе современный метод финансового контроля — аудит эффективности.
Специфика деятельности органов финансового контроля требует разработки отдельной программы подготовки и переподготовки специалистов на специальных факультетах и кафедрах вузов, считает Владимир Полищук. Крымский опыт свидетельствует, что основными направлениями такой кадровой политики должны быть совершенствование системы приема персонала на работу, обеспечение постоянного карьерного роста, переподготовка кадров, что позволяет контроллерам выполнять любую задачу с минимальной дополнительной подготовкой.
СПРАВКА «Дня»
Европейская организация региональных органов внешнего контроля государственных финансов (EURORAI) создана в 1992 году. В организацию входят свыше 60 региональных органов финансового контроля мира. Органы управления: Генеральная ассамблея, Руководящий комитет, Генеральный секретариат. Штаб-квартира находится в Барселоне, по месту пребывания Президента EURORAI Джоана Колом Наваля, Председателя Аудиторской палаты Каталонии (Испания). В соответствии с уставом организации ее задачами являются: содействие кооперации контрольных органов, обмен знаниями и опытом, содействие проведению исследований в области государственного финансового контроля, содействие обмена программами и организация курсов повышения квалификации, содействие внедрению унифицированных технологий проведение контроля. Крымская Счетная палата является членом EURORAI с декабря 2003 года .