Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почем поддержка села?

23 мая, 2005 - 21:35
В ЭТОМ ГОДУ ПРИОРИТЕТ В КРЕДИТОВАНИИ СЕЛА ОТДАЕТСЯ ЖИВОТНОВОДСТВУ. 21% — ТАКОВА ЦЕНА КРЕДИТОВ ДЛЯ АГРАРНЫХ ХОЗЯЙСТВ. ТОЛЬКО ДВА СИСТЕМНЫХ БАНКА СОГЛАСИЛИСЬ СНИЗИТЬ ЕЕ ДО 17% / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Весенние полевые работы на селе в основном завершены, и украинские крестьяне могут подвести предварительные итоги, прикинуть, что получат по осени, убирая и продавая урожай. К сожалению, хотя виды на урожай в целом по стране считаются неплохими, сами крестьяне опять могут оказаться обманутыми. В самый разгар работ подорожали горюче- смазочные материалы, не всем, по-видимому, удалось получить дешевые кредиты. Об этом идет речь в предпринятом корреспондентами «Дня» опросе. И почти во всех полученных редакцией комментариях крестьян идет речь о том, что сегодня фермерские и другие сельхозпредприятия практически не имеют надежных залогов для получения банковских кредитов. Но вот они, прекрасные украинские черноземы — что может быть лучше? «Низзя!» — говорит принятый и продолженный парламентом мораторий на продажу земли. Только с его отменой украинский крестьянин увидит какую-то перспективу. Сегодня же, и об этом свидетельствует наш опрос, украинский агропром никак не может выкарабкаться из перманентного кризиса.

Галина ЗВИРКО, руководитель фермерского хозяйства «Надія», председатель ассоциации фермеров Запорожского района (Запорожская область):

— Для мелких фермеров кредит вообще недоступен, потому что они берут очень мало. Сколько им надо — 10 тысяч гривен, может? Банкам это не интересно. Практически у всех наших фермеров техника с 1992 года — она не интересна банкам. Поэтому им нечего оставить в залог. Если я имею 500 гектаров, то беру кредиты свободно, потому что у меня на 800 тысяч гривен имущества, которое покупалось с 2001 года. Это банки интересует, новую технику они берут в залог. Я говорю о своем опыте. Как нам ни было сложно, но в 1999 году мы расширили свое фермерское хозяйство. Было очень тяжело, власть всячески старалась не допустить укрупнения, но мы расширились. А для человека, у которого 50 гектаров, кредит — это несбыточная мечта. Процентные ставки под кредиты, конечно, высокие. Я получала кредиты под 19%, а под технику, я взяла новый трактор, вообще 21%. Так что нельзя сказать, что кредиты такие дешевые. Тем более, я была в Америке и могу сравнить. Там 6% — это для нерадивого, а вообще сельхозпроизводитель под 4% получает кредиты.

Василий КОНОТОПСКИЙ, фермер (пос. Марковка Луганской области):

— Кредиты сейчас невыгодны. Прежде я брал кредиты. Но после того как областной бюджет не выплатил оговоренную часть компенсации кредита — около 15% — я решил полагаться только на себя. Кредиты невыгодны еще и потому, что проценты по ним нужно возмещать ежемесячно, а это достаточно сложно. Земля может дать хороший урожай, только если в нее вложены серьезные средства. Думаю, в наступающем году ситуация с кредитами не улучшится: цены на промышленные товары растут так, что нам за ними не угнаться. Уже сейчас себестоимость пшеницы возросла в 1,75 раза. А ближе к посевной произойдет очередной скачок цен на топливо. Да, нет возражений, в цивилизованном мире все живут на кредиты. Но у них эта система продумана и отработана десятилетиями.

Олег СОМОВ, частный предприниматель, фермер (Харьковская область):

— Даст банк деньги, значит, хозяйство будет работать. Нет — посевная в селе не начнется. При этом под будущий урожай банки дают деньги крайне неохотно, а если и дают, то под существенно высокий процент. А кроме возможных будущих урожаев нашим производителям и нечего предложить, особенно, если хозяйство не занимается животноводством. К тому же, даже, если и есть крупный рогатый скот или свиньи, то скот, идя под залог, банковские работники описывают в два раза дешевле рыночной цены, при этом сумма залога в три раза больше суммы кредита. И до чего же быстро расходятся эти кредитные деньги, как будто в воздухе растворяются. Тут тебе и повысившиеся цены на топливо, и высокие кредитные ставки. А кредиты надо возвращать как можно быстрее. Бывает так, что до осени уже надо расплатиться и тогда на убой (если есть) идут десятки бычков или продается техника. Кстати, если под залог банкам идет техника (довольно старая, но как воздух необходимая хозяйству), то ее описывают по очень низким ценам. Агрофирма «8 марта» в Шевченковском районе вовремя отдать долг не смогла, и пришлось на мясокомбинат отправить половину основного стада, а это 200 дойных коров. На следующий год, когда директор сельхозфирмы обратилась в банк, ей там отказали в кредите, аргументировав свое решение тем, что ее предприятию, после того, как под нож был пущен скот, никто уже не даст денег. В прошлом году аграрии Харьковской области вовремя не вернули банкам около 15 миллионов гривен. Кроме того, никто из сельхозпредпринимателей не знает, по какой цене этой осенью будут продавать пшеницу, а ведь от этого зависит их будущее — будет ли возможность расплатиться с долгами.

Екатерина ОГРЕБА, фермер (село Острополь, Хмельницкая область):

— Кредит брала только один раз. От Фонда поддержки фермеров. То есть на принятых условиях. Банковскими услугами не пользуюсь. Как говорится, сама выживаю, как только могу. Потому что по таким ставкам — от 21 до 23 процентов — не то, что невыгодно одалживать, а даже очень рискованно. Так и до банкротства не далеко. Во-первых, есть острая проблема залога. Банкиры требуют вдвое-втрое дороже, чем сумма кредита. Далеко не у каждого фермера есть что заложить, если ему нужны большие деньги. В-третьих, только одолжил, а уже через месяц нужно начинать отдавать. Тот, кто этого требует, по-видимому, ничего не понимает в сельскохозяйственном производстве. В частности, о вегетационном периоде. Объясняю: посеял, скажем, в апреле, а урожай собираешь и готовишь к продаже только в августе. Сахарную свеклу начинают собирать в сентябре...

Это касается ресурсов — горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений. Хуже с техникой. Потому что за два года тот таки трактор едва ли не вдвое подорожал. И когда еще он «отработает» этот кредит?!. Если и далее так будет, то не знаю, сможет ли правительство решить вопрос о приемлемых для населения ценах на мясо. Ведь начать промышленное производство свинины или говядины без больших денег невозможно. И кредит взять под это производство невозможно. Тот, кто теперь стремится начать дело без своих денег, обречен на поражение. Мой вывод: в кредитовании агробизнеса необходимы решительные изменения.

Сергей МАНЯК, председатель Винницкой областной ассоциации фермеров:

— Только около 5% фермеров области могут взять кредит. Остальные не могут этого сделать из-за высоких банковских ставок, затяжной процедуры оформления документов, а главное из-за того, что, как стало мне известно от самих же банкиров, они имеют тайное указание из Киева не давать кредитов для сельхозпроизводителей. В связи с этим я, как председатель ассоциации фермеров, обращался к губернатору. Его заместитель отправил соответствующие письма в банки, но это не срабатывает. Банки держат документы фермера, тянут время. А потом говорят, что уже закончился лимит или же приводят другие надуманные причины отказа. Таким образом, чтобы только попросить кредит, фермер тратит около 1000 грн. для оформления документов (залоги, балансы, бизнес-план и прочее), а потом и гривни не может получить. Но даже если удается правдами и неправдами выбить какие-то деньги, то существующие ныне проценты невыгодны для краткосрочных кредитов, потому что у фермеров малые земельные наделы. При наших объемах ведения хозяйства не окупаются расходы на горючее и удобрение, а покупка сельхозтехники и подавно. Спрашивается, чем обрабатывать землю, если долгосрочный кредит просто не дают, выискивая причины отказов?

2 июня собирается Всеукраинское крестьянское вече, и там, среди прочего, поставим вопрос кредитования. Если к нам руководство страны будет оставаться глухим, то о сельском хозяйстве можно будет забыть... Направляемся в СОТ и ЕС, а там мы со своей нынешней себестоимостью, которую поднимают высокие кредитные ставки, отсутствие интенсивных технологий и другие беды, будем абсолютно парализованы и не нужны.

Петр СЕМЕНЮК, председатель крестьянского фермерского хозяйства «Січ», председатель Ассоциации фермеров Андрушевского района Житомирской области:

— В конце марта я взял кредит 30 тысяч гривен в банке «Аваль» под 17% годовых. Хотя хотел взять 60 тыс. грн., но мне не дали. Мотив — есть указание деньги выдавать из расчета не больше 200 грн. на 1 гектар посевов. А у меня 135 га. И есть залог, его хватало — но не хотят и все. А без кредита не проживешь, потому что такое удобрение, как селитра сейчас стоит 920—1100 гривен, в то время, как в прошлом году — 550—600 грн. Вообще я кредит в банке брал второй раз и долгов не имел. Поэтому мне доверяли и решили дать деньги. Я говорю, что 30 тыс. грн. это мало, а мне — напишешь заявление, добавим. В 50% суммы залога поставил посевы озимой пшеницы, а в счет еще 50% заложил свою технику. Из того расчета, что сумма залога должна соотноситься с величиной кредита как 2:1. Хотя Президент и премьер- министр говорили, что будет не выше чем 1,5:1. Другие банки вообще дают кредиты больше чем под 22—24 % годовых. И в «Авале» сначала становились на дыбы, говорили мне — пиши заявление на 18%. Тем же, кто имеет по 30—40 га, взять кредит невозможно. А фермер с 5—10 га земли, по моему мнению, это вообще не фермер.

Очень нас «нагрели» с топливом — кое-кто успел закупить солярку за 2,17 грн., мне же пришлось купить ее по цене от 2,4 до 3,04 грн.

Подготовили Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Мирослава СОКОЛОВА, «День», Александр ВОРОТИЛОВ, Елена ТКАЧЕНКО, Марина ГОЛИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ