На минувшей неделе постоянная комиссия по вопросам бюджета и социально-экономического развития Киеврады поддержала инициативу по освобождению жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и объединений совладельцев многоквартирных домов от уплаты земельного налога. Процентная ставка этого налога уменьшится втрое — с 0,03% до 0,01%. И комиссия рекомендовала реализовать такое нововведение к 1 апрелю 2020 года.
Если Киеврада на сентябрьской сессии также поддержит эту инициативу, то, как считает глава этой комиссии Андрей Странников, это позволит значительно уменьшить налоговый груз на членов ЖБК и ОСББ. А главное, по его мнению, это «ускорит переход коммунальных домов в сферу управления ОСББ, а также будет стимулировать киевлян оформлять правоустанавливающие документы на право пользования земельными участками государственной и коммунальной формы собственности». За объединениями совладельцев многоквартирных домов, как сообщает сайт Киеврады, в столице закреплены 274 земельных участка, но только на 29 участков оформлено право собственности. Сколько же в таком случае, ровно через два года после принятия закона об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме, в городе настоящих таких объединений?
Директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко, анализируя успехи современной коллективизации, он это называет «обээсбибизацией», отмечает: «На сайте Минрегиостроя есть информация о создании ОСББ только на 1 июля 2016 года. Минул год, как эта информация не обновлялась. Из этого можно сделать только один вывод: хвастаться нечем: «обээсбибизация» в стране не пошла». Он цитирует данные с сайта: в стране 155 тысяч многоквартирных домов. А ОСББ лишь 18 тысяч, и они обслуживают 21 тысячу домов, то есть 13,6%. Плюс 3,4% жилищно-строительных кооперативов (ЖБК). То есть можно утверждать об охватывании ОСББ 18% жилья. Правда, господин Зубко сказал, что в 2016 году создано восемь тысяч новых ОСББ, а это уже 35%. Но подчеркиваю, эта его информация неофициальна, потому что на официальном сайте Минрегионстроя ее нет.
«Люди у нас ментально не готовы и материально не обеспечены, чтобы брать на себя ответственность за содержание своего жилья, — констатирует Сергиенко. — Наилучший показатель во Львовской области — 95,9%. Но не какое-то ли это недоразумение? Так как там есть еще 16% ЖБК. Вместе выходит 112%. Это уже просто смешно. Также достаточно высокий показатель на Тернопольщине — 37%. В Киеве же всего 8,3% ОСББ и 7,2% ЖБК. Ниже, чем в столице, только в двух областях страны. Но киевляне, казалось бы, более сознательные и более зажиточные, чем жители регионов. Почему же они не спешат создавать ОСББ?»
«Жилищно-коммунальная отрасль — это самый большой пережиток «совка». Самое плохое, что осталось нам в наследство от «советов», это индивидуальное потребление коммунальных услуг и коллективная ответственность за него». А название упомянутого закона он формулирует несколько иначе: об интенсификации создания ОСББ, но отмечает, что в нем нет никаких действенных механизмов для того, чтобы стимулировать людей к созданию таких объединений.
По мнению эксперта, не способствовали этому и так называемые теплые кредиты, «которыми хвастаются и вице-премьер Геннадий Зубко и Минрегионстрой». За 2016 год таких кредитов было выдано на 60 миллионов гривен. Причем они предоставляются лишь ОСББ. Зато за 2016 год только субсидий гражданам, которые не способны платить за полученные услуги, было начислено, а оплачено жилищно-коммунальным организациям 52 миллиарда гривен. А за 5 месяцев этого года — 42 миллиарда. «Сравните, — говорит Сергиенко, — почти в тысячу раз больше государство тратит фактически на дотации водоканалов, теплокоммунэнерго и перевозчиков мусора вместо того, чтобы использовать такие огромные средства на термомодернизацию домов».
Между тем, упоминавшийся закон, по словам Сергиенко, давал жильцам домов год на создание ОСББ и предупреждал, что иначе они получат в качестве операторов жилья так называемые управляющие компании. За это время следовало бы уже провести конкурсы среди таких компаний. Соответственно и тарифы, в частности на коммунальные услуги, уже должны были бы определяться не органом исполнительной власти, а этими компаниями на основе данных, по которым были выиграны конкурсы. Так по закону. Но в действительности нескольким управляющим компаниям не трудно договориться между собой о распределении рынка и о том, кто из них на каком конкурсе будет выигрывать. «Здесь просто полет для коррупционных злоупотреблений и для того, чтобы обманывать людей, — указывает эксперт. — Тарифы будут такими, какие выгодны обслуживающей компании».
«Но в местной власти, в частности и в Киеве, есть люди, которые не лишены здравого смысла, — отмечает он, — которые понимают, что реализовать данный закон невозможно. Потому что будет перераспределение рынка и откровенный грабеж населения». Сергиенко не слишком доволен и новой редакцией закона о коммерческом учете жилищно-коммунальных услуг. «Фактически данный закон сводится к одному: люди, вам теперь не нужны квартирные счетчики, потому что оплату вам будут насчитывать по общедомовым приборами».
«Речь идет о том, что в каждом доме в инженерных сетях есть определенные потери, — объясняет эксперт. — А монополисту не суть важно, на кого их списывать, чтобы получить деньги. Но закон обязывает заключать прямые договора с жителями. А как платить? Понятно, по счетчику, который есть или должен быть в каждой квартире. Но так было до закона о коммерческом учете. Теперь он имеет подавляющую силу. И хоть народные депутаты об этом молчат — никто и рта не открыл, но по этому закону теперь можно о квартирных счетчиках просто забыть. Монополист будет брать показатели общедомового прибора и разбрасывать суммарную плату по всем квартирам — и тем, где нет счетчиков, и тем, где они есть. Фактически людей принуждают платить за то, что кто-то крадет, кто-то небрежно относится к своим обязанностям (та же управляющая комания), а кто-то не следит за состоянием запорной арматуры в своей квартире. Монополисту это безразлично — он свои деньги получит».
В нормальной цивилизованной стране заставили бы монополиста содержать систему в надлежащем состоянии и минимизировать потери, считает Сергиенко. Он рассказывает, что в свое время входил в комиссию, которая работала над соответствующим законом, и предлагал сделать установление счетчиков горячей и холодной воды в квартирах обязательным. Те, кто от них отказывается, по его мнению, платили бы по нормативу с коэффициентом, скажем 10. И тогда бы все установили счетчики. По мнению эксперта, не стоит беспокоиться о том, как проверять показатели. Ведь живем в ХХІ веке, и автоматическая технология передачи данных уже существует во многих странах. Да и в Киевской области такая система уже действует в режиме реального времени. «Но все наше законодательство прописано в интересах монополистов и пренебрегает правами человека получать точно учитываемые услуги», — делает вывод эксперт.
Что же касается получения ОСББ земельных участков и уменьшения платы за них, то эту киевскую инициативу следовало бы, конечно, рассматривать как своевременную и полезную. Вопрос возникает лишь относительно того, почему уменьшенная ставка налога будет введена в столице только через три года — с 2020-го, да еще и с 1 апреля — в день, когда традиционно позволяется не просто насмехаться, но и обманывать.