Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему не ловится?

Счетная палата считает неэффективным использование бюджетных средств для развития рыбного хозяйства
12 сентября, 2008 - 18:34

По ее заключениям, в результате невыполнения Министерством аграрной политики Украины и Государственным комитетом рыбного хозяйства Украины возложенных на них функций, государственная политика в рыбной отрасли не выполняется должным образом.

С 2005 года отрасль фактически профессионально неуправляема. Как следствие — с каждым годом население все меньше видит на прилавках магазинов рыбу и рыбную продукцию собственного производства. Так, в 2007 году вылов рыбы в Украине уменьшились до 207 тысяч тонн (в два раза за последние 10 лет). Объемы зарыбления рыбы в водные объекты за этот же период уменьшились почти в семь раз. Хищнические же темпы рыбного браконьерства ежегодно истощают рыбный ресурс страны. На украинском безрыбье вместо этого зарабатывают импортеры, которые увеличили поставку своего фиш-продукта в 2,5 раза.

Не способствуют реабилитации украинского рыболовства и меры, предусмотренные Национальной программой строительства судов рыбопромышленного флота Украины на 2002—2010 годы. Программу утвердили еще в 2002 году, но за годы «государственной заботы» когда-то крепкая флотилия превратилась в кучу утиля, возраст большинства экспонатов которой уже перешел критическую границу — более 20—30 лет. Из 165 рыбацких судов осталось 16.

Кто виновен в таких показателях? Счетная палата считает, что главная причина — отсутствие эффективной системы управления бюджетными средствами. Так, в результате проведения аудита установлено, что управленческие решения руководителей Госрыбхоза о планировании, распределении и использовании бюджетных средств в 2007 году и первом квартале 2008 год, были неэффективными. За четыре года действия общегосударственной программы развития рыбного хозяйства ни один из ее показателей не выполнен, а ответственные за это органы даже не владеют полным объемом достоверной информации о их выполнении. Как такое может быть, что левая рука не знает, что делает права? Ответ кроется в цифрах с многими нулями: на финансирование программы с 2005 года направили менее 364 миллионов гривен. Но на протяжении 2005—2007 годов более 234 миллионов гривен фактически были направлены на содержание органов рыбохраны.

«День» попросил прокомментировать результаты аудита Счетной палаты экспертов.

Владимир ВОЛКОВ, экс-глава Государственного комитета рыбного хозяйства Украины, президент рыбохозяйственной ассоциации по воссозданию водных живых ресурсов и селекции в рыбоводстве «Аквакультура»:

— Все замечания не то что правильны, Счетная палата даже пожалела работников комитета. Чтобы возродить отрасль, необходима хорошо продуманная система мер, которая бы базировались на согласованной позиции правительства, инвесторов и общественности. Ее можно организовывать в рамках государственной программы (практика же свидетельствует, что такие программы у нас не работают) или же за счет сотрудничества с бизнесом. Что касается рыболовного флота, то он, фактически, исчез. Государство может и дальше планировать его реабилитацию за свой счет, но я не верю в такой вариант. Перспективной выглядит форма публично-частного партнерства между государством и бизнесом, когда последний дает деньги, покупает на них рыболовный флот и вылавливает отведенные стране рыбные квоты в мировом океане. Нужен инвестор, который готов вложить $300 миллионов в перестройку флота. Если государство предложит ему форму частно-публичного партнерства, то государственная доля в новообразованном флоте будет приравниваться к 30%, остальное будет принадлежать инвестору. Это лучше, чем вообще не иметь никакой экономической выгоды. К тому же, если флот будет современным, то корабли не будут стоять в портах, а постоянно будут в море. О прибыльности рыбного дела все и так знают. Если бы наши чиновники захотели кому-то продать остатки украинского флота, то такое намерение не увенчалось бы экономическим успехом для инвестора. По Конвенции ООН, выбирать рыбные квоты в мировом океане сможет только судно под знаменем той страны, которой принадлежат эти квоты. Для реабилитации внутренних водоемов следует законодательно закрепить за рыбными комплексами статус отдельного имущественного комплекса. В рыбной отрасли это сделать сложно, потому что земля принадлежит горсовету, вода — водхозяйству. Восстановить же количество рыбы в водоемах можно, запретив использовать 20—30% каждого водоема в течение определенного времени. Понятно, что в нынешних условиях такой запрет не будет действовать. Никакая охранительная служба не сможет обеспечит соблюдения такого положения. Нужно отдать эти водоемы и озера в долгосрочную концессию с обязательным условием «не вылавливать и охранять эти 20—30%». Вместо этого государство должно проводить независимый контроль по выявлению реальной массы рыбы в водоеме, облагать предприятие налогом, (например, одна гривна за килограмм рыбы) и следить за показателем — чтобы каждый год прирост рыбы был не менее 15% от выловленной. Чтобы получить инвестиции во внутренние водоемы, нужно узаконить право рыбаков на эксплуатацию водной территории, и они самостоятельно начнут инвестировать. Потому что рыба дает от 600 до 1000% прибыли на вложенные инвестиции.

Анатолий КОБАЛЬЧИНСКИЙ, директор предприятия по импорту рыбы «Марин Мастер»:

— На самом деле никакой концепции по развитию рыбной отрасли нет. Есть только ее имитация. Рыбная отрасль неуправляема еще со времени обретения Украиной независимости. Почему? Потому что на должность руководителей департамента постоянно назначали некомпетентных людей (за некоторым исключением). Из-за отсутствия международных договоров и пробелов в работе менеджмента, убытки понесли и океанические траулеры-заводы. Говоря о рыбе собственного производства, нужно понимать: реально получать ее можно из Азовского и Черного морей, приморских лиманов и внутренних пресных водоемов. Об океанической рыбе вообще не стоит вспоминать, потому что нет международных договоров о доступе к таким ресурсам. А зоны вылова массовых видов рыбы (сельди, скумбрии, хека, минтая, путассу, мойвы и тому подобное) входят в 200-мильные экономические зоны Норвегии, Исландии, Шотландии, Канады, Аргентины, России. Даже если Украина начнет проводить интенсивные международные переговоры, то шансов получить допуск к этим рыбным ресурсам очень мало. Владельцы же траулеров, которые плавают под украинским флагом, могут рассчитывать на доступ к рыбным ресурсам только стран, которые не имеют собственного флота, или которые не считают целесообразным заниматься выловом пелагических видов рыб. В частности, это Марокко, Мавритания, Гвинея, Сенегал. Украинские собственники судов покупают лицензии на вылов сардины, сардинеллы, ставриды, марокканской скумбрии, но им категорически запрещено смотреть в сторону дорогих видов рыбы, кальмаров, осьминогов, креветок. Выловленная в этих зонах рыба служит сырьем для консервных заводов. Но из-за сложностей украинского законодательства, завозить ее в Украину невыгодно. Во-первых, доставка занимает длительное время, в течение которого оборотные средства фактически замораживаются. Сертификация же и таможенное оформление могут продолжаться месяц и даже дольше. Придирчивый интерес украинской бюрократии, СБУ, налоговой службы практически тормозят процесс нормальной работы. Кроме того, из Украины невозможно оперативно перечислить деньги за топливо, тару, продовольственные продукты и тому подобное. Если же удалось перечислить, то через 90 суток требуется или возвратить средства, или привезти товар, за который уплачены деньги. Именно из-за этого владельцы судов сдают траулеры в аренду своим оффшорным компаниям, а добытую продукцию реализуют рыбным трейдерам, которые работают в странах Африки. Меня, как импортера рыбной продукции, тревожит и организация нормальной работы по законам ВТО. На сертификацию и таможенное оформление контейнеров в украинских портах уходит от 10 до 15 дней. В мире — максимум двое суток. Из-за таких часовых разногласий операторы контейнерных линий дают предпринимателю двое суток после отгрузки контейнера с борта судна, за которые следует провести таможенное оформление, вывезти товар и возвратить пустой контейнер в порт. Если за это время предприниматель не успевает, то в течение следующих пяти дней контейнерному оператору выплачивается пеня в размере $100 в сутки. Следующие пять дней стоят еще по $200. Таким образом, из-за несовершенства украинского законодательства с каждого контейнера иностранные фирмы получают от $1000 до $2000 в виде пени. Каждое судно привозит по 50 контейнеров с рыбой. По моим подсчетам, Украина ежемесячно теряет полмиллиона гривен. С другой стороны, контейнерный оператор не несет никакой ответственности за задержку доставки контейнеров.

Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ