«Высокие технологии позволяют любому человеку, обладающему соответствующими знаниями, реализовать себя — создавать конкурентные продукты и выходить с ними на рынок, обеспечивая таким образом себе и своей семье материальную независимость, а следовательно и свободу», — уверен один из лидеров рынка IT, президент группы компаний «Адамант» Иван Петухов. В этом, по его мнению, наш огромный потенциал, способный вывести Украину в число передовых стран, обладающих конкурентоспособной продукцией. Но главная проблема сейчас в том, чтобы реализовать такую возможность, отмечает Петухов. По его словам, мы много говорим о будущем, но все равно приходим к сегодняшнему, а то и вчерашнему, и упираемся в него...
— В этом году в украинский парламент может поступить новая версия законопроекта о создании фонда универсальных телекоммуникационных услуг. Как вы относитесь к такой инициативе?
— Я считаю, что в нашей стране очень сильно опоздали с этой идеей. Ничего нового и прогрессивного она теперь не несет. Гораздо проще и эффективнее для страны было бы признать именно мобильную связь универсальной услугой. И тогда проблема с получением доступа в труднодоступные места, например в горные районы, будет решена. У нас есть данные Госкомсвязи еще за 2008 год о том, что на 100% жителей Украины продано 119 стартовых пакетов телефонной связи. Это значит, что на каждого нашего гражданина, включая тех, кто не в состоянии пользоваться мобильной связью (глухих, слепых, немых, маленьких детей, глубоких стариков) приходится более одного мобильного телефона. Так что нечего особенно переживать за связь с отдаленными районами, она и так там уже есть. Да и цены на нее сейчас уже мало чем отличаются от цен на связь проводную, стационарную, а у некоторых операторов они даже ниже. Кроме того, в стране есть такой вид связи, как SDMA, позволяющий достучаться в самые труднодоступные районы. То есть вопрос вообще решается просто — достаточно поставить соответствующие базовые станции... Кроме того, если сделать ревизию так называемых труднодоступных для связи населенных пунктов, то на самом деле их количество может составить далеко не 3200, на чем настаивают идеологи универсальных услуг, а на несколько порядков меньше. Так что начинать это дело следовало бы с уточнения некоторых сильно устаревших данных. Да и опрос не мешало бы провести среди жителей этих районов на предмет надобности стационарных телефонов. А нужна ли им стационарная связь в эру мобильных телефонов и Интернета? Если желающие все же найдутся, то сумма, которую нужно будет потратить, окажется крайне незначительной. И решить эту проблему, как советовали знающие эксперты совсем недавно, можно было очень легко, вписав соответствующие условия при продаже «Укртелекома».
— То есть ваша позиция в этом вопросе диаметрально противоположна намерениям регулятора связи — НКРС?
— Совершенно верно. Но по ряду других позиций взгляды у нас очень близки. Мы, как и Нацкомиссия по регулированию связи (НКРС), выступаем за наведение порядка, за применение самых перспективных технологий. Есть также расхождения и по вопросу распространения Интернета. НКРС предлагает установить в качестве универсальной услуги минимальный доступ к Интернету со скоростью 128 килобит в секунду. Это, можно сказать, почти ничто по сегодняшним меркам. Такую услугу на нашем рынке предоставляет лишь один традиционный оператор. В большинстве крупных городов и даже райцентров, а также во многих селах уже есть нормальный широкополосный доступ в Интернет. Кроме того, не стоило бы спешить с объявлением Интернета универсальной услугой. Вот в Европе, как мне известно, это собираются делать только в том случае, когда уровень его проникновения в домохозяйства превышает 70, а то и 90 процентов.
— Законопроект, который мы обсуждаем, предлагает установить трехпроцентные отчисления с доходов операторов связи в фонд универсальных услуг. А эту меру вы поддерживаете?
— Это говорит только об одном: на нас хотят «накинуть» новый налог. Естественно, общественные организации и профессиональные IT-ассоциации выступят против. В прошлом году Минтранссвязи уже пыталось провести такое нововведение, но сопротивление оказалось очень сильным. Если у этой «кормушки» окажутся нормальные управленцы, то, возможно, эта мера еще хоть как-то будет работать. Но чаще всего наши чиновники думают только о своих интересах. Более того, Конституция Украины и Налоговый кодекс разрешают вводить новые налоги исключительно законами, следовательно такой замысел является незаконным. Зная это, мы намерены бороться.
— В мире сейчас проявляются две тенденции: с одной стороны, приветствуется революция, вызванная развитием Интернета, а с другой — делаются попытки взять Интернет под контроль государств. В частности, об этом по инициативе президента Франции шла речь на заседании G-8. Что в этом плане делается в Украине, и на какой вы стороне?
— Я, конечно же, стою на стороне свободного, бесцензурного и не регулируемого государством Интернета, имеющего все возможности для своего развития. А если, грубо говоря, попытаться зажать Интернет, надеть на него какие-то политические или иные шоры, лишить его возможности свободно развиваться, то прекратится также и любая профессиональная и личностная реализация и самореализация в сетевом пространстве людей, поверивших в него и увидевших в нем свой мир, где доступно все и даже то, что не получается в их в реальной жизни. Почему молодежь и даже дети все чаще «уходят» в виртуальный мир? Там они почувствовали комфорт, там они могут легко сходиться с другими людьми, свободно высказывать свое мнение по самым разным вопросам, получать необходимую информацию и знания. Люди начали объединяться в социальных сетях в первую очередь для того, чтобы уйти от одиночества и найти себе подобных. Этот бум показал только одно: человек в любых условиях добивается реализации своих мыслей и идей, а для этого ищет единомышленников, с которыми можно поделиться новостями — и хорошими, и плохими, — найти что-то общее, построив на этом дальнейшее общение. Иногда человека даже вполне устраивает, что он не видит собеседника, хотя теперь, благодаря современным возможностям, можно и видеть.
— Интернет — это всегда друг и советник?
— Не секрет, у него, как, впрочем, и у любого другого великого изобретения, есть не только положительные стороны. Если человек пренебрегает элементарными правилами предосторожности, то Интернет может стать даже врагом. Это случается, когда во всемирную сеть входят дети и переходят там под эгиду сквернословов и различных извращенцев. Так что в сети уживаются плюсы с минусами. Однако то, что предполагает сделать G-8, следует вводить в жизнь очень осторожно. Я считаю, что определенный контроль государства за Интернетом если и возможен, то только на основе законности и при тесном сотрудничестве с обществом. Это необходимо для борьбы с такими явлениями, как торговля людьми, терроризм, сексуальные преступления, особенно с использованием детей, незаконная торговля оружием, наркотрафик, финансовые мошенничества... В ряде стран уже эффективно действует закон о перехвате телекоммуникаций, хорошо сбалансированный с учетом интересов государства и общества. Такого документа у нас, к сожалению, пока нет. И до конца не понятно, шла ли на G-8 речь лишь о продвижении чего-то, подобного этому апробированному закону, или же руководители ведущих государств мира имеют другие далеко идущие намерения.
— А тенденции к тому, чтобы зажать Интернет, подчинить его воле государства и правящих партий, у нас проявляются? Например, руководство НКРС, с одной стороны, вроде бы говорит правильные слова о том, что административный механизм для выполнения социальных обязательств и гарантий государства в сфере связи с приватизацией «Укртелекома» «канул в Лету», а с другой — практически мечтает о его воссоздании на новой, финансовой, основе.
— Негативные веяния стали заметны еще с самого начала развития Интернета в нашей стране. Правда, в начале 90-х чиновники от него только отмахивались, поскольку еще не понимали, что он вскоре станет новым «важнейшим из искусств». Сначала мы, первопроходцы, посещали «высокие» кабинеты и рассказывали, что это такое и как это хорошо. Потом чиновники, как говорится, прозрели и перестали отмахиваться от Интернета. Наоборот, у них появилось опасение: общество посредством Интернета стало более информированным и его теперь труднее обманывать... Я считаю, следует сохранить баланс: нельзя допустить, чтобы человека лишили возможности свободно (а в ряде случаев анонимно) передавать информацию, раскрывать свои взгляды на те или иные явления. Только благодаря Интернету наше общество может стать и более свободным, и более зрелым. Нужно понимать, что чем выше возможности Интернета, тем больше власти у народа и тем больше информации о реальной жизни власть имущих. Поэтому я за баланс интересов, за то, чтобы Интернет развивался гармонично и на основе законов. В этом случае в треугольнике из бизнеса, власти и общества будет соблюден этот баланс интересов, а чиновники в центре и на местах будут понимать: их поступки и проступки могут стать достоянием всей страны и даже всего мира. Ведь любой человек сейчас имеет возможность выложить имеющуюся у него информацию в Интернет, и уже завтра она станет известна всем. Вот в чем самая большая суть Интернета. И, наверное, именно это испугало чиновников, причем не только в Украине, а и в других странах. Но следует понимать, что Интернет сам по себе ничто — это всего лишь средство. И от нас зависит, куда оно направляется и как будет использоваться — во благо или во вред.
— Киев, где базируется возглавляемая вами группа компаний «Адамант», сейчас переживает определенные трудности с наполнением бюджета. В связи с этим предпринимаются меры, которые, как я понимаю, могут серьезно отразиться не только на таких компаниях, как ваша, но и на простых гражданах, для которых могут существенно подорожать услуги интернет-провайдеров и кабельного телевидения. Это вас беспокоит?
— Меня это, конечно, беспокоит, но уже не столько как руководителя «Адаманта» (сейчас я больше рассматриваю себя в качестве идейного вдохновителя этой компании), сколько как общественного деятеля, представляющего, в определенной мере, интересы всего IT-рынка. К тому же далеко не всегда мои взгляды полностью совпадают с интересами реальных руководителей компании, для которых, как вы понимаете, приоритетны прежде всего бизнес-интересы. Меня в данном случае больше интересует, как те или иные телодвижения власти могут отразиться на всем рынке телекоммуникаций. Работая в общественных организациях и профессиональных ассоциациях, я отстаиваю, в первую очередь, свободную конкуренцию на рынке. Иногда мне говорят: зачем тебе это надо? Куда проще объединиться двум-трем компаниям и в результате заработать больше денег. Но я принципиально отстаиваю свободный рынок, свободный доступ на него. Моя движущая идея — создавать условия для того, чтобы в стране было как можно больше зажиточных людей, которые могли бы самореализовываться в этой жизни. Я за средний класс, именно его интересы я защищаю и как член правления Интернет-ассоциации Украины (ИНАУ) с момента ее создания, и как вице-президент Союза промышленников и предпринимателей по информационным технологиям, и как член Совета ИКТ. Параллельно я сейчас создаю комитет по внедрению IT в образование при ИНАУ. Приходится обсуждать многие общественные социальные проекты, направленные на то, чтобы обеспечить равный доступ всем участникам рынка в те или иные его секторы. С этого начинается работа любой информационной компании. И радиодоступ, и проводной доступ предполагают физические места для размещения. Во всех цивилизованных странах рынки строятся по определенным правилам и в соответствии с ними взаимодействуют. У нас этого пока нет. Так, на днях эксперты ЕБРР проводили занятия с сотрудниками НКРЗ и представителями IT-ассоциаций на тему регуляции телекоммуникационного рынка и, когда узнали, что у нас нет так называемого рынка последней мили (расстояние между распределительным узлом и квартирой), просто изумились. Они не могли понять, как мы работаем без этого рыночного инструмента. Пришлось объяснять, что мы, словно нищие, ходим по администрациям и частным ЖЭКам и упрашиваем, чтобы нас пустили в тот или иной дом... Это совершенно непроизводительная и ничем не оправданная деятельность, не имеющая ничего общего с рыночной. Напомню, в нашей стране около 12 тысяч органов местного самоуправления, 500 местных госадминистраций и более тысячи региональных отделений органов исполнительной власти. Вот по ком, как говорится, плачет административно-территориальная реформа. А пока ее нет, плачут айтишники, поскольку каждый из названных органов мнит себя регулятором доступа к «последней миле»... Вакханалия! И это при том, что в цивилизованных странах все это находится в компетенции национального регулятора. Мы же изо всех сил последние пару лет бьемся над тем, чтобы решить этот вопрос и у нас.
— Что мешает?
— В Киеве с приходом «молодой команды» мэра, да и в других городах-миллионниках (в Харькове, Одессе), года три тому назад решили упорядочить доступ к телекоммуникационной инфраструктуре в домах. Упорядочили. А попросту говоря, решили поделить наши (интернет-провайдеров, коммуникационных компаний) доходы. Никто не исследовал экономику, никого не интересовали наши проблемы и задачи. Думали только о том, как снять деньги. И надумали: у вас висят какие-то ящики на стенах домов — давайте их посчитаем в квадратных метрах, ведь к ним же еще нужен подход для обслуживания. А кроме того, решили снимать деньги еще и за «крышу» — доступ к квартирам жильцов, к которым идут наши провода. Но как считать, если, например, в доме только один жилец пользуется этой услугой? Так ведь когда-нибудь и остальные подключатся? Будем брать сразу за всех... Да еще сколько! Сначала по 15 копеек с каждой квартиры, независимо от подключения, потом по гривне, по три, а теперь уже и по пять. Получается: с дома, где триста квартир, — 1500 гривен. Сколько же после этого будет стоить Интернет, например, для школьника? Он становится просто-таки золотым. И как с помощью такого Интернета решать задачи, поставленные Президентом в своей предвыборной программе? Сможет ли Украина войти в двадцатку развитых стран? Как реализовать президентский Указ о том, что нынешний год — это год образования и информационного общества? А как самому государству внедрить единое окно отчетности, если Интернет будет стоить таких денег?
Казалось, с приходом новой власти наше сопротивление таким подходам принесло какие-то плоды — активность во внедрении соответствующих поборов поутихла. Но «молодая команда» все еще действующего «всенародно избранного» мэра, которая в столице никуда не делась, а лишь затаилась, в начале этого года выносит очередной проект решения на сессию Киевсовета. И если раньше деньги с нас собирал каждый район, и брали только за аренду места под размещение телекоммуникационных ящиков, то теперь решили собирать в шесть раз больше — как за аренду, так еще и за доступ в сами дома — на счета в специальную структуру «Киевжилспецэксплуатация».
Понятно, что столица всем подаст пример. Если такое пагубное решение принимается в Киеве, то остальные 13 тысяч так называемых «регуляторов» тут же его распространят повсеместно.
— А на что будут направлены эти деньги?
— Все расписано. 50% «спецы» будут тратить на себя, еще 25% на свою уставную деятельность, а 25% вернут ЖЭКам на починку чердаков или на другие их потребности.
— Бороться с этим реально?
— Очень трудно. Чтобы мы были сговорчивее, хотят с нами за одну ночь разорвать все прежние договора. И лишь после того, как айтишники забросали все государственные органы письмами с протестами против таких нововведений, нас пригласили обсудить этот вопрос на заседании комитата по транспорту и связи Киевсовета. Спасибо, конечно, и за это — мы получили возможность сказать, что нигде в мире так не делается. Но все закончилось протокольным решением. И ничего пока не изменилось. Зато представители «Киевжилспецэксплуатации» заявили, что планируют получить в этом году 60 миллионов гривен вместо 9 миллионов, полученных в прошлом. Кто же устоит перед такой динамикой...
— И на сколько подорожает в этом случае Интернет?
— 60 миллионов в расчете на один компьютеризированный дом составляют 12 тысяч гривень, а с учетом трех-четырех провайдеров на каждую подключенную семью в среднем получается 66 гривен. И это при том, что по закону именно владельцы квартир в домах являются собственниками всех коммуникаций, подвалов, чердаков и лестничных переходов и должны получать компенсацию от всего арендованного и размещенного в их домах оборудования! Но эти «собственники», оказывается, теперь сами должны еще и платить за него неизвестно откуда взявшейся «Киевжилспецэксплуатации»!
Кстати, что-то подобное происходит в столице и с придомовыми территориями. С одной стороны, нас, киевлян, уговаривают создавать объединения собственников квартир, а с другой — отбирают придомовые территории в пользу структуры «Киевпарксервис», устраивающей на них платные стоянки. И теперь получается, что жилец, собственник квартиры, не имеет права поставить машину в своем дворе. Или должен за это платить... А не заплатит — так того и гляди машину могут поджечь или колеса проколоть...
И такой произвол все больше распространяется. К примеру, ЖЭК прислал мне типовой договор со множеством несуразностей. Но больше всего поразил пункт, в соответствии с которым его работники получают право несанкционированного доступа в квартиру, причем даже без ведома ее хозяина. Получается, ЖЭК легко переписывает Конституцию Украины, лишая гражданина права на неприкосновенность жилища. Это уже, так сказать, извращенное измерение доступа, на этот раз по-жэковски. Это противоречит не только Конституции, но и здравому смыслу.
— Вы считаете, что эти факты как-то связаны с политикой государства?
— Не хотелось бы так думать. Я четко знаю, какой курс намечен Президентом нашей страны. Там ничего подобного и в помине нет! Поэтому мы вынуждены направить ему письмо с изложением этих проблем. Мне хочется спросить у местных чиновников: да что вы делаете и для чего? Если мы идем в Европу, так то, с чем мы встречаемся сегодня в нашей стране, даже не «азиатчина», это прямо какой-то средневековый выбор. С ним у нас точно позитива не будет. Если «последняя миля» будет облагаться таким оброком, то просто рухнет связь, а в Киеве всем отрубят Интернет. Я точно знаю, что Президенту это не нужно. Но кто-то к этому упорно ведет... А Интернет, как театр с вешалки, начинается с доступа. Если его нет, то не будет и Интернета. А без него у нашей страны нет будущего.
— Вы всегда говорите о том, что ваша компания работает устойчиво и имеет неплохие финансовые результаты? Как обстоят дела в этом году?
— Перспективы у компании есть. Мы развиваем новые высокотехнологичные направления. Скоро рынок и потребители об этом услышат, тем более что часть новых ІТ-услуг уже вводится. Это видеоконференции, созданные на основе нашего собственного программного продукта, позволяющего проводить эти мероприятия на очень высоком уровне качества. Пока мы демонстрируем эту услугу как социальный продукт на различных, в том числе и международных, видеоконференциях. Например, мы организационно участвуем в круглых столах и телеконференциях с Литвой, есть конкретные проекты и договоренности с другими странами.
— Что можете сказать о Налоговом кодексе — он помогает айтишникам работать?
— На это у меня ответ короткий: он требует коренной, глубинной доработки. Возьмем проблему амортизации. Даже в том случае, если какое-то коммуникационное устройство, относящееся к основным средствам, вышло из строя или морально устарело и поэтому стало непригодно, списать его крайне трудно и приходится платить налог на добавленную стоимость по его первоначальной цене. Естественно, все это будет тормозить развитие IT-инфраструктуры в нашей стране. У нас, например, есть антенны спутниковой связи, которые когда-то стоили больших денег. Они теперь уже никому не нужны, поэтому лежат и ржавеют. Но избавиться от них экономически невыгодно, проще хранить. Нет четких и понятных механизмов списания. Задействованы разные нормы амортизации, очень сложный учет... Правда, есть и прогресс — сближение налоговой и бухгалтерской отчетности. Но все равно работать над этим кодексом еще нужно. Особенно в направлении IT-сектора. Потому что он для нашей страны один из важнейших индикаторов ее развития, развития нашего общества. И тут очень важно не потерять ориентиры и не отстать от цивилизации. Со своей стороны, мы не хотим допустить этого и намерены обо всех случаях саботажа чиновников информировать высшее руководство страны.
— Ваша компания много сделала для нашей столицы и ее людей, в частности для развития системы образования. На что направлены ваши социальные усилия теперь?
— Новые технологии должны служить нашим людям и в первую очередь нашим детям — мы добиваемся этого. Особое внимание уделяем детям с ограниченными физическими возможностями, которых компьютер во многом выравнивает с остальными сверстниками — это одна из наших главных социальных программ. Мы обеспечиваем на социальной основе скоростным Интернетом большую часть школ Дарницкого района, а также некоторые образовательные учреждения в других районах столицы. Мы оказываем учреждениям образования услуги по хранению их сайтов, для чего выделены специальные серверы, предоставляем консультации о правилах пользования различными устройствами и программами, помогаем в обмене опытом, проведении открытых уроков, проведении интернет-семинаров, телеконференций.