Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему Shell уходит из сланцевых проектов

Эксперт: «Не обошлось без серьезного давления со стороны России»
15 сентября, 2015 - 11:25
ФОТО РЕЙТЕР

Британско-нидерландская компания Shell останавливает разработку сланцевого проекта на востоке Украины. Об этом в интервью СМИ сообщил председатель правления Национальной акционерной компании «Надра України» Ярослав Климович. Напомним, что британско-нидерландская компания получила право разрабатывать месторождения залежей нетрадиционных углеводородов в Харьковской и Донецкой областях на Юзовской площадке 24 января 2013 года.

«Shell потрачены значительные средства на разработку этого проекта, вложены средства на проведение разведывательных работ, переработку, переинтерпретацию. Были закуплены трубы, другое техническое оборудование. К величайшему сожалению, в июне Shell сообщил нам и государству о выходе из этого проекта. После этого в проекте остается два участника — государство и «Надра Юзівська», — рассказал Климович. Напомним, 90% компании «Надра Юзівська» принадлежит государству в лице «Надра України», еще 10% — малоизвестной компании «СПК-Геосервис». Несмотря на то, что Shell вложила значительные средства, не получив результата, возвращение денег компании не предусмотрено. «Shell воспользовалась пунктом СРП (соглашения о разделе продукции), в котором предусмотрен продолжительный форс-мажор», — говорит председатель правления «Надра України». Он рассказал, что для урегулирования вопроса выхода этой компании Shell и государству было предложено подписать дополнительное соглашение к СРП. «Оно предусматривает урегулирование вопроса относительно ранее заключенных Shell договоров, которые были подписаны ею по операционному соглашению, урегулированию вопроса о материалах и геологической информации по проекту», — уточнил Климович. Таким образом, британско-нидерландская компания передает все свои наработки государству.

Пикантность ситуации заключается еще и в том, что накануне этого громкого заявления «День» общался с представителем по связям с общественностью Shell в Украине Юлией Пихновской на предмет дальнейших планов работы компании на Востоке Украины. Неделю назад на форуме в Харькове она сообщила, что судьба Юзовской площадки пока не решена, потому что компания больше года «состоит в переговорном процессе с украинскими властями». «Но в Харьковской области форс-мажора нет? Рассматриваете ли вариант промышленной добычи газа только в этой области?» — пытался тогда уточнить День» у Пихновской, но получил в ответ: «Это предмет переговоров с правительством». «День» повторно обратился к Пихновской за разъяснением этой ситуации. Она подтвердила, что Shell таки идет с  этого проекта из-за невозможности длительное время выполнять обязательства в рамках подписанного ДРП, и об этом они сообщали правительству и «Надра Юзовская» еще в июле 2014 года. «При наличии постоянных задержек в реализации проекта и неуверенной ситуации в будущем обстоятельства проекта существенно изменились... Выход из ДРП не влияет на другие направления бизнеса Shell в Украине. Каждый проект компании работает в соответствии с собственным стратегическим планом...» — сказано в предоставленном комментарии.

Так будут или нет дальше искать сланцевый газ на востоке Украины? Важный вопрос, ведь, по оценкам экспертов, тамошние залежи могли гарантировать стране ежегодно плюс 10 миллиардов метров кубических газа. Зная эти перспективы, государство не планирует отказываться от проекта. «Мы работаем над тем, чтобы найти замену участникам этих проектов. Разослали письма ведущим компаниям, работающим в направлении освоения месторождений нетрадиционного газа. Проводим сегодня переговоры с Китаем, Индией, есть интерес из Канады», — рассказывает председатель правления «Надра України». По его словам, интерес к проекту просматривается, даже несмотря на боевые действия на востоке страны.

КОММЕНТАРИИ

Михаил ГОНЧАР, президент Центра глобалистики «XXI век»:

— У Shell есть еще трейдерский бизнес — продают через сеть АЗС нефтепродукты. В этом сегменте они, наверное, останутся. Компания также работает как газотрейдер, продавая чужой газ. Что касается Юзовского проекта, то похоже на то, что уходят из него. Какие есть основания для этого? В условиях низких цен на нефть и газ этот проект становится для них маловыгодным. Нужно принять во внимание, что Shell отдает предпочтение своим проектам в России. Хотя у россиян к Shell в сахалинских проектах был достаточно жесткий подход. Но тем не менее, похоже, что Shell выбирает Россию. Думаю, что не обошлось без серьезного давления со стороны России, когда эта компания зашла в разработку нетрадиционного газа в Украине. Россияне разыграли традиционную схему «кнута и пряника». Через вторжение в Украину РФ повысила риски добычи газа на востоке Украины и таким образом фактически выгнала их оттуда — это «кнут», а затем предложила «пряник» — участие в «Северном потоке-2»... В конечном итоге Shell сделала выбор в пользу российского рынка и входит в группу компаний, которые будут пытаться реализовать «Северный поток-2», наносящий вред Украине. По большому счету украинская сторона должна была бы предъявить соответствующие претензии этой компании и предупредить о том, что не будет обслуживать, например, транзитные потоки Shell, которые поставляются «Газпромом» в Европу. Другое дело, что «Нафтогаз» не видит, где в общем потоке газпромовского потока этот газ. Но все равно данный фактор нужно принимать во внимание. Ведь если какая-то бизнес-группа решила отдать предпочтение ведению бизнеса с Россией — это их право, но мы также имеем право минимизировать свои убытки.

Богдан СОКОЛОВСКИЙ, бывший уполномоченный Президента по международным вопросам энергетической безопасности Украины:

— О причинах выхода лучше спрашивать у Shell. Но, полагаю, в этом война на востоке Украины сыграла важную роль. Вернется или нет компания в Украину — зависит от нескольких факторов. Первый — как будет разрабатываться сланцевый газ в мире. Второй — какие налоговые условия будут в Украине. Третий — что будет на востоке страны. Но в отношениях с этой компанией меня интересует еще один аспект: в начале марта Shell вошла в число компаний, подписавших соглашение о строительстве «Северного потока 2». Так же странно выглядит и промедление с реакцией украинских властей. Критика премьера, прозвучавшая на прошлой неделе из Братиславы (Словакия), — хорошо, а где вы были раньше, когда готовился этот договор? Он обсуждался достаточно долго. Почему украинские власти не обратились к правительствам тех стран? А так очень странно: в числе этих подписантов есть один из международных гарантов безопасности Украины — Англия. Как-то это не вяжется. Ведь, подписывая соглашение с «Газпромом», они поступают вопреки действиям антипутиновской европейской коалиции.

P.S. При подготовке материала также поступил ответ от пресс-службы Shell о сотрудничестве с «Газпромом»: «Участие Shell в проекте «Северный поток-2» — это бизнес-решение, которое принималось компанией, учитывая достижения коммерческого интереса с учетом действующих мер контроля и международных санкций».

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ