Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему урожай есть, а крестьяне без денег?

Бюджетные средства доходят до 6% хозяйств
5 октября, 2005 - 20:30
ПО ДАННЫМ МИНАГРОПОЛИТИКИ, ИЗ СОБРАННЫХ В ЭТОМ ГОДУ 20 МЛН. ТОНН ПШЕНИЦЫ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ ПРИХОДИТСЯ 56% / ФОТО СЕРГЕЯ ТВЕРДОХЛЕБОВА

Цена на хлеб является, как известно, доминантой продовольственной политики государства и одновременно определяющим фактором для инфляции. И тут наши краткосрочные перспективы вполне удовлетворительны, среднесрочные — тревожные, а отдаленные — более чем радостные. Такой вывод можно сделать на основе высказываний президента Украинской аграрной конфедерации, советника Президента Украины Леонид Козаченко.

По его мнению, до конца текущего года нет оснований для повышения цен на хлеб. Зато на 2006 год он прогнозирует повышение цен на этот стратегический продукт на 15—20%. Одной из причин этого будет удорожание зерна. По мнению Козаченко, негативное влияние будет иметь также недосев озимых и плохое состояние посевов.

Что касается более отдаленной перспективы, то у нее, по Козаченко, цвета радуги. Уже через три года в украинское село, по его мнению, обязательно придут иностранные инвестиции, и тогда оно расцветет.

Но пока что об этом говорить рано. Ситуация на селе, вопреки официальным источникам, выглядит неприглядно. Урожай вроде бы хороший, но селяне не имели возможности продать его по справедливым ценам, обещанным правительством. В результате зерно идет на корм скоту, поскольку его выращивание и реализация — единственный способ пополнить кассу аграрных хозяйств и рассчитаться по кредитам. В результате, запасы зерна могут растаять. Первыми тревогу по этому поводу забили пекари. Их Всеукраинская ассоциация обратила внимание на проблему дефицита продовольственного зерна урожая-2005: «Существует высокая вероятность того, что украинцам придется есть хлеб послевоенных времен», если эта проблема не будет решена. Кроме того, поддерживая постановление Верховной Рады о мерах по преодолению кризиса в отечественном агропромышленном комплексе, пекари указывали на недостаточность бюджетных ассигнований на закупку зерна. При цене пшеницы 3-го класса 700 грн./т потребность в денежных средствах только на компенсацию дефицита составит около 3,3 млн. грн. И это без учета импорта зерна, без которого, по мнению ассоциации, в этом году не обойтись. Цена же импортной пшеницы 3-го класса, по оценкам экспертов, может составить около 1200 грн./тонну.

Однако министр аграрной политики Александр Баранивский опроверг утверждения о дефиците продовольственного зерна. По его словам, потребность Украины в продовольственном зерне оценивается в 6—6,5 млн. тонн, а по оценкам Минагрополитики, его урожай в текущем году составил 12,7 млн. тонн, что примерно вдвое больше по сравнению с 2004 годом. Запасы продовольственного зерна на украинских зерновых складах и элеваторах, по данным областных государственных хлебных инспекций, к 30 сентября составили 10,6 млн. тонн, что на 79% больше, чем на это время в прошлом году.

Глава Государственной инспекции Украины по качеству сельскохозяйственной продукции и мониторингу ее рынков (Госконтрольсельхозпрода) Александр Билый, комментируя ситуацию, сообщил, что в стране имеется в наличии еще и 1,85 млн. тонн продовольственной пшеницы урожая 2004 года. «Качественные показатели пшеницы — по белку, влажности, примесям, натуре и т.д. — в текущем году лучше прошлогодних», — отметил глава Госинспекции.

Хорошо, если официальные данные по зерну достоверны, и следовательно продовольственная безопасность страны не подвергнется испытанию из-за разночтения в цифрах, как это уже было в недавнем прошлом. Многие специалисты сходятся на том, что аграрную политику нужно коренным образом изменять. Поэтому президент Всеукраинской ассоциации пекарей Владимир Слабовский считает своевременной рекомендацию парламента Кабмину предусмотреть в структуре нового правительства должность вице-премьера по вопросам АПК.

Похоже, что эта идея, выдвинутая рядом общественных организаций отрасли, вчера была все- таки реализована: вице-премьером назначен Юрий Мельник. А поскольку ранее он занимал пост заместителя министра аграрной политики, то можно предположить, что АПК будет главным в сфере его интересов. До этого первым претендентом на место «аграрного» вице-премьера считался Козаченко (он занимал должность вице-премьера по вопросам АПК с 9 июня до 26 ноября 2002 года). Он сообщил, что он имел «определенные переговоры с представителями власти» относительно кандидатуры на эту должность. «Я выдвинул следующее условие: я могу пойти на эту должность только в том случае, если со мной пойдет команда единомышленников. С этим не согласились», — сказал Козаченко. Отсюда можно сделать вывод, что союз с социалистами (как известно, министр АПК Баранивский делегирован в правительство именно этой партией) остается для нынешней власти нерушимым.

Впрочем Козаченко и на своем нынешнем посту остается фигурой, способной эффективно влиять на ситуацию. Как сообщил бывший вице-премьер, Украинская аграрная конфедерация не удовлетворена проектом бюджета на 2006 год в части АПК, несмотря на увеличение финансирования на 17%, и намерена дать свои предложения в Минфин, Минагрополитики и парламент. Козаченко называет неэффективной нынешнюю систему дотаций за счет госбюджета. По его словам, государственная поддержка доходит лишь до 6% сельхозпроизводителей. А для того, чтобы вывести украинское село из кризиса, в него необходимо вложить инвестиции в сумме 400 млрд. грн. Получить эти средства можно за счет прихода иностранных инвесторов: Козаченко отметил, что в мире «гуляют» пять триллионов долларов свободных денег, однако Украина в числе возможных реципиентов пока не значится...

КСТАТИ

В связи с заявлениями о возможном повышении цен на хлеб и хлебобулочные изделия в регионах председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев поручил территориальным отделениям комитета исследовать, существуют ли объективные причины такого повышения. В частности, комитет требует от крупнейших региональных производителей предоставить обоснование установления действующих оптово- отпускных цен на хлеб из муки высшего и первого сорта и из смеси пшеничной и ржаной муки. Также хлебопроизводители должны предоставить расчеты на ближайшую и дальнейшую перспективы установления таких цен на свою продукцию, отметив при этом прогнозированные основания для возможного изменения цен. Одновременно, сообщает пресс-служба АМК, территориальные отделения комитета возьмут под усиленный контроль ситуацию с состоянием конкуренции на рынке хлеба, чтобы не допустить нарушения конкуренционного законодательства. Существуют ли настоящие причины для повышения цен на хлеб, покажет анализ полученной информации, который АМК проведет в ноябре. Для удержания стабильных цен на хлеб органы комитета в рамках своих полномочий проведут пакет предупреждающих мероприятий. А тех, кто собирается поднять цены, А. Костусев предупреждает: АМК «не допустит экономически необоснованного повышения цен и жестко будет наказывать нарушителей».

Петр ИЖИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ