Министр финансов Украины Александр Данилюк в начале этой недели встречался в Хорватии с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагард и как-то так интересно рассказывал, о чем шла речь. «Обсудили дальнейшее сотрудничество в рамках программы МВФ, в частности, пенсионную и земельную реформы, приватизацию, борьбу с коррупцией и реформу ГФС», — сообщил он в «Фейсбуке». Если верить, что программа встречи была именно такой, то напрашивается вопрос: а почему не было речи об очередном транше МВФ для Украины по итогам четвертого пересмотра хода выполнения программы EFF? Ранее сообщалось, что в результате Украина может получить $1,9 миллиарда. Неужели это вопрос закрыт или даже перенесен на 2018 год?
Актуальность этой теме придает еще и то, что ранее, 7 июля, премьер-министр Украины Владимир Гройсман неожиданно заявил о целесообразности новой программы сотрудничества с МВФ для достижения максимально эффективного взаимодействия с Фондом. Правда, чуть позже он уточнил, что это может быть сделано после завершения текущей программы. Но слово, как говорится, не воробей: вылетело — не поймаешь. И это дало повод экспертам говорить об оговорке по Фрейду. В истории Украины уже, мол, были такие случаи. Когда правительство видело, что не в состоянии выполнить действующую программу, оно начинало разговоры о переходе к новой.
«День» спросил у экспертов, получен ли все же какой-то позитив от этой встречи? «Однозначный комментарий по этой теме дать довольно сложно, — сказал «Дню» профессор, доктор экономических наук Алексей ПЛОТНИКОВ. — Позитив есть в самом факте этой встречи, в том. что она его приняла и поговорила с ним. Даже при том, что МВФ финансирует Украину, не всегда в таких случаях с главой МВФ встречается министр страны— заемщика. Говорить, что их разговор приведет к каким-либо позитивам либо негативам, я бы не стал. В принципе это довольно банальная встреча и, повторяю, ее позитив в самом факте. К сожалению, отношения Украины с МВФ не являются вполне благополучными и позитивными...».
«Это был нефинансовый сигнал поддержки, — ответил на вопрос «Дня» эксперт по вопросам экономики «Экономического дискуссионного клуба» Евгений ОЛЕЙНИКОВ, — что, мол, Украина полностью не брошена и МВФ от нее не отвернулся, а продолжает диалог. С одной стороны, такой сигнал — это неплохо. С дугой — решение наших проблем он не обеспечивает. До ноября этого года я бы не прогнозировал для Украины каких-то существенных последствий из-за очередной задержки транша МВФ, в том числе и для курса гривни. Сейчас у нас спрос на иностранную валюту снизился. Промышленность не обновляет оборудование, а основная масса населения получает не те доходы и возможность накоплений в валюте минимальна. Нет прорыва и в инвестиционной привлекательности. В основном мы слышим не об историях успеха, а об историях разочарования. Другая ситуация в среднесрочной перспективе. В условиях отсутствия поддержки со стороны МВФ может начаться либо расходование резервов НБУ на поддержание курса гривни, либо его падение».
Экономический эксперт Виктор СКАРШЕВСКИЙ для своей оценки встречи Данилюка с Лагард использовал анекдот на тему «не учите меня жить — лучше помогите материально»: «Чем могу помочь? — Пока могу только встретиться. Деньгами помочь не могу». Эксперт напоминает, что, начиная с 1995 года Украина реализует уже девятую программу работы с МВФ, но ни одна из них не была выполнена на все 100%. Поэтому в среднем выборка средств МВФ составляет 35—40%. При этом эксперт, опираясь на статистику, утверждает, что если МВФ не дает денег, это далеко не всегда негатив. Потому что лучше всего опираться на свои силы...