Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подводные течения экспедиторского рынка

Кому отстаивать интересы украинских компаний перед иностранцам и... собственным государством?
14 июня, 2006 - 20:27
ТАМОЖНЯ СТАЛА ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ ПОСТОЯННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ. И ДАЖЕ СЛЕДСТВИЕМ ДОГОВОРА МЕЖДУ ГОСТАМОЖСЛУЖБОЙ И «УКРВНЕШТРАНСОМ», ПОДПИСАННЫМ ВСЕГО ЛИШЬ НА ГОД, СТАНУТ ПО ОКОНЧАНИИ ЕГО ДЕЙСТВИЯ НОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА / ФОТО PHL

Украина интересует мировое транспортное общество и как надежный партнер, и как опасный соперник. Такой подход, который в любом случае равнозначен большому уважению к нашей стране, был продемонстрирован в День международного экспедитора, который отмечали в Одессе под эгидой Ассоциации транспортно-экспедиторских организаций Украины «Укрвнештранс» (УВТ) по инициативе известного на нашем юге транспортно- туристического агентства «PLASKE». К тому же в конце мая исполнилось 80 лет Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA). Свой юбилей эта уважаемая и очень известная в мире организация также отмечала в городе над морем. Представительский уровень форума был самый высокий из возможного в экспедиторском мире: президент FIATA Манфред Боез, генеральные директора, президенты национальных экспедиторских ассоциаций и руководители их ведущих подразделений из Италии, Болгарии, России, Германии, Казахстана, Эстонии, Турции, Сингапура.

Форум экспедиторов длился два дня и был очень полезен деловыми встречами и обменом опытом между представителями центров подготовки и повышения квалификации экспедиторов из разных стран. Большое внимание уделялось также роли транспортных коридоров в процессе интеграции Украины в ЕС и ВТО. В ходе встреч подписано соглашение между Гостаможслужбой и ассоциацией «Укрвнештранс» (однако это событие, широко анонсированное организаторами, было, к сожалению, оставлено без внимания пресс-службой гостаможни: никакой информации в традиционных рассылках). Удивило также то, что известная национальная экспедиторская организация Ассоциация международных экспедиторов Украины (АМЭУ) присутствовала на этом транспортном празднике лишь в качестве гостя. Но каждому, кто хоть каким- то образом, даже только через журналистику, соприкасается к проблемам транспортной отрасли, известно, что именно с именем АМЭУ в течение 10 лет (с момента создания этой организации) украинские экспедиторы связывают возможность получения сертификата FIATA и представительство на ведущих экспедиторских форумах в Украине и в мире. В АМЭУ входят 176 украинских компаний. За 10 лет работы по программе подготовки международных экспедиторов, защищенной в FIATA, ассоциацией подготовлено более 200 специалистов. Первое празднование Дня экспедитора в 1999 году проводилось также АМЭУ. Поэтому юбилей FIATA в Украине и без АМЭУ — организатора — это звучало во всяком случае странно.

Однако новые организаторы этого праздника и соответствующего форума не такие уж и новые. Ассоциация «Укрвнештранс» создана в 1992 году. С 1994-го — член FIATA. Но только осенью прошлого года защитила в федерации первую учебную программу для украинских международных экспедиторов и весной этого года выпустила первых 8 специалистов, получивших сертификаты FIATA именно во время праздника в Одессе.

Но почему такое примечательное для транспортного сообщества событие, как юбилей FIATA, организованное на таком высоком и достойном (все отмечают!) уровне «Укрвнештранс» провел только при поддержке одного, пусть и мощного рыночного игрока ЗАО «PLASKE». По мнению многих экспертов транспортной отрасли, такое празднование Дня экспедитора свидетельствует об обострении конкурентной борьбы на рынке подготовки специалистов-экспедиторов и экспедировании грузов и о том, что в ней уже определен победитель.

Генеральный директор «Укрвнештранса» Евгений Новиков называет это не конкуренцией, а соревнованием — от английского «competition». И справедливо считает, что оно — основа рынка, потенциал его саморазвития. Каждые четыре года Международная федерация экспедиторских ассоциаций FIATA дает возможность национальным союзам защитить свои учебные курсы для подготовки международных экспедиторов. Рынок транспортных услуг модернизируется, и последняя, принятая FIATA программа для Украины — от «Укрвнешнтранса».

По условиям FIATA, в каждой стране должно быть не больше двух национальных экспедиторских организаций. Они обеспечивают экспедиторам возможность выбора, у кого, по какой программе, за какие средства учиться. Государство не готовит профессиональных экспедиторов. Чтобы быть на уровне, они самоорганизовываются и за собственный счет учатся у мировых стандартов бизнеса. Экспедитор — один из важнейших звеньев транспортных перевозок. Это человек, связанный и с владельцем, и с получателем, и с перевозчиком груза, и со всеми государственными службами, контролирующими и обеспечивающими перевозку. Экспедиторы знают, как работают таможни, порты, железные дороги, автомобильный транспорт и тому подобное. Их задача — обеспечить максимум перевозок груза за единицу времени. Больше грузов в промежуток времени — лучше транзит, больше денег бизнеса и бюджета, престижа — стране.

К сожалению, украинская монопольно ориентированная транспортная политика не готова воспринять тот факт, что экспедиторы — важная составляющая транспортного комплекса страны, считает директор «Укрвнештранса» господин Новиков. А президент АМЭУ Юрий Приходько убежден, что наши экспедиторы работают на высоком уровне в намного более сложных условиях, чем в Европе. Украинские компании составляют достойную конкуренцию: в то время, когда зарубежные экспедиторы не выдерживают и полугода работы в условиях украинской экономики, наши компании (мощных около 50) могут работать и быть успешными и на мировом рынке. Задача отраслевых экспедиторских ассоциаций — защищать интересы национальных компаний перед экспансией зарубежных структур, а также отстаивать интересы этого бизнеса перед государством.

Обучение экспедиторов — это рынок, на котором сталкиваются интересы двух национальных ассоциаций. Каждая из них борется за членов, учеников, за престиж и прибыль. Однако работа за улучшение правового поля экспедиторской деятельности — это участок, на котором, казалось бы, интересы сторон должны нацеливать их на сотрудничество. К сожалению, так бывает не всегда. Между АМЭУ и «Укрвнештрансом» в декабре 2005 г. подписано соглашение о сотрудничестве, которое декларирует, что организации совместно будут выступать на всех уровнях относительно вопросов, связанных с улучшением деятельности рынка транспортно-экспедиторских услуг. Однако это не помешало последнему подписать «сепаратное» соглашение с Гостаможслужбой, о чем директор АМЭУ узнал только на празднике в Одессе.

На что же направлено это загадочное соглашение «о взаимодействии при решении задач, связанных с упрощением и ускорением таможенных процедур и созданием эффективного механизма их реализации» (цитируется по прес-релизу «PLASKE»)? Отметим, что текст соглашения удалось получить и посмотреть только через неделю после подписания. Десять ее пунктов сообщают о том, что стороны намереваются сотрудничать в анализе, разработке и совершенствовании правовой базы, разрабатывать общие программы по имплементации к законодательству Украины международных норм, которые регулируют деятельность экспедиторов, рассматривать на общих заседаниях проблемы упрощения и гармонизации таможенных процедур, развивать национальную стратегию для упрочения транзитного потенциала Украины и так далее в таком же духе.

Комментируя документ, господин Новиков отметил, что он внедряет новый механизм сотрудничества, основывающийся на взаимном доверии и ответственности между сторонами и никаких преференций участникам рынка. Словом, это — самая обыкновенная декларация о намерениях. Эксперты оценили ее как PR-мероприятие, которое не будет иметь реального влияния на текущую работу экспедиторов. Но сколько информресурса было израсходовано организаторами праздника на рекламу этой договоренности! На ее фоне даже не упоминалось о договоренностях различных компаний относительно сотрудничества и взаимопомощи, устранении элементарных нестыковок на важных транспортных путях, например, количество вагонов серии «918» на линии Ильичевск — Варна. Именно такие вещи интересны специалистам.

Поэтому важное событие, из-за неудачных акцентов и самопиара организаторов, едва не превратилось в мыльный пузырь. К сожалению, такая ситуация для украинских транспортников достаточно типичная. Отраслевые ассоциации, которые объединяют часть рынка, обычно представляют интересы далеко не всех его участников. Среди их членов, а также между организациями идет борьба за сферы влияния, лоббирование действительно преференциальных решений. В таких условиях организации трудно отстаивать интересы всего рынка перед государством. В частности, добиваться от Гостаможслужбы реальных шагов навстречу бизнесу. Так, при подписании с некоторыми участниками рынка протоколов и меморандумов о сотрудничестве, которые оговаривали четкие процедуры содействия при таможенном оформлении (их выполнение — отдельная тема), условием государства было участие в протоколах не менее 60% участников рынка. Для того, чтобы объединиться и добыть, а потом и отстоять настоящий результат, многим компаниям и ассоциациям пришлось уступить собственным амбициям. Люди, которые вышли на системный уровень понимания проблемы, осознают, что они упускают удобства и прибыль ради наведения порядка и установления цивилизованных правил игры. Такими «сборщиками рынков» выступают общественные коллегии при органах власти, если они отстаивают интересы украинского бизнеса, а не бизнес- интересы отдельных лиц.

Несмотря на уважение к национальным экспедиторским ассоциациям, трудно представить, что какая-то из них, отдельно от других, сможет самостоятельно выстроить правовое пространство для национальных экспедиторов и отстоять его перед той же Гостаможслужбой. Для такой работы нужно единство профессионалов. А в ситуации с экспедиторами открылись подводные течения и обиды. Там, где задействованы бизнес-интересы, амбиции да еще и эмоции (в разговоре с обоими руководителями ассоциаций это стало ясно), здравый смысл далеко не всегда может победить. Но ведь понятно: на рынке обучения экспедиторов конкуренция нужна, а вот перед другими «заинтересованными сторонами» — государством и зарубежными транспортниками — лучше выступать единым фронтом. Международный экспедиторский форум в Одессе предоставлял такую возможность и мог продемонстрировать единство наших лучших специалистов перед государством и миром. Однако не сложилось... Теперь будем наблюдать за последствиями.

Татьяна ДЕНИСЮК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ