Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пока не поздно...

О том, как можно реформировать крупнейшего перевозчика страны
28 июля, 2015 - 10:51
«ПРОВОДНИЦА» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Так сложилось, что в Украине железная дорога — государствообразующая система. «Укрзалізниця» (УЗ) — крупнейший перевозчик в Украине, альтернативы которому нет, и в ближайшее время вряд ли будет. Беда в том, что предприятие в течение последних 25 лет медленно, но верно деградирует, приближаясь к своей смерти. Например, за это время численность подвижного состава сократилась более чем в пять раз, значительно выросли цены, а графики передвижения становятся все более неудобными.

Изменить ситуацию в этом случае может только реформирование.

Приватизация УЗ, о которой мечтают многие, к сожалению, проблемы упадка отрасли не решит, а только усугубит. Как минимум, потому, что частному капиталу невыгодно вкладывать в безопасность движения и в социальные гарантии для персонала. Некоторые государства уже проходили через это. Затем они были вынуждены выкупать у частных владельцев железную дорогу обратно из-за ее прихода в непригодное состояние. Поэтому крайне важно оставить такую монополию в руках государства, но при этом кардинально изменить организацию УЗ в соответствии с сегодняшними и завтрашними потребностями в перевозках.

То, что сейчас делает руководство отрасли — превращение предприятия в акционерное общество до сентября текущего года, — не что иное, как имитация реформирования. В результате, вместо уплаты налогов в казну новые сверхприбыли щедро польются на тех, кто «в доле», с одновременным сокращением издержек на персонал и все «лишнее», в том числе на подвижной состав. А монополия на ж/д перевозки позволит драть с потребителей три шкуры.

Стоит обратить внимание на опыт реформирования Грузии. Хотя эта страна значительно меньше Украины по площади и географически расположена не так выгодно, там железная дорога приносит прибыль.

Суть грузинской концепции реформирования включает четыре составляющие. Во-первых, это кастомизация. Например, давно пора прекратить относиться к потребителям предприятия как к клиентам (безмолвным плательщикам) — нужно воспринимать их как партнеров, то есть соучастников процесса оказания услуг. Весьма целесообразно стимулировать и отслеживать обратные связи от них, проводить социологические, маркетинговые исследования, и в соответствии с этим — оперативно моделировать рейсы, условия перевозок, тарифы, бонусы и т. д.

Сегодня этого нет. Есть только диктат монополиста. УЗ никогда реально не интересовалась пожеланиями и нуждами потребителей. Соответствующие подразделения УЗ обязаны анализировать пассажиропотоки и предлагать адекватные рейсы, но они, по-видимому, этим не занимаются. Пример: в январе 2015 года был ликвидирован поезд № 9/10 Киев — Одесса по причине «низкого пассажиропотока» и «малонаселенности». Что это значит? Ведь с такой туманной формулировкой можно в любой момент убрать с маршрутов все поезда «Интерсити+». В чем проблема? Как удалось выяснить автору в неофициальном общении с железнодорожниками, «обратный рейс раскупался лучше, приходилось туда гонять порожняк. Один раз не вцепили, и в Одессе пассажиры не нашли три вагона». Но каким образом пассажиры в Одессу попадали из Киева, если обратно «населенность» была? И возившие их в Одессу вместо УЗ, наверное, вынуждены были гнать порожняк в Киев? То есть — другой перевозчик тоже терял? На этом примере видно, что УЗ была не в состоянии предложить потребителям удобный проезд в Одессу, и пришлось убрать весь поезд.

Во-вторых, проводить реформирование нужно по принципу «снизу вверх». Это, конечно, стоит денег, и, безусловно, их нужно найти. Но на что их потратить? На распилы и откаты? На создание надведомственных национальных комиссий и агентств? Такие траты уже стали традицией. Но это путь сверху вниз, когда деньги вниз, то есть до потребителей, никогда не доходят, и последние не видят каких-либо перемен к лучшему. Поэтому надо в первую очередь закупать современный и комфортабельный подвижной состав, ставить на него молодой обученный, вежливый, внимательный и расторопный персонал, то есть обеспечить потребителям качество и комфорт.

В-третьих, нужно позаботиться об инновациях. Мы живем в XXI веке, когда информационные технологии развиваются и совершенствуются с каждым днем. Однако инновационные предложения, если и поступают на предприятие, то постоянно тонут в бюрократизме.

Здесь у УЗ полный провал по всем фронтам. Вопросы электронных билетов не урегулированы, персонал не может вразумительно ответить ? нужно их распечатывать или нет. Возврата денег на банковские карточки за сданные электронные билеты пассажиры ждут месяцами, если не годами. Билетные сканеры проводников, работающих на платформе, не подсоединены к информационной сети. Качественные интернет-услуги в поездах по-прежнему недоступны. Очевидно, пришло время менять такое положение. Начинать можно с подключения Wi-Fi, чтобы можно было пользоваться высокоскоростным Интернетом, стабильно работающим в дороге не только в поездах «Интерсити+», а и в пригородных электричках.

В-четвертых, стоит ввести строгую прозрачность деятельности и ответственность за нарушения. Это, пожалуй, самое главное. Предприятие — типичная закрытая структура. Отсюда и коррупция. Поэтому нужно открывать все: бюджеты, финансовые расчеты на всех уровнях, обращения потребителей и ответы на них, поощрения, взыскания, протоколы заседаний, транслировать в открытом доступе селекторные совещания. Также на каждый узел предприятия необходимо назначать по одному ответственному, исключая принцип «коллективной ответственности», поскольку: «Где все виноваты, там никто не виноват». Таким образом, всегда и везде должен быть ответственный, с которого будет спрос.

Для осуществления вышеизложенного потребуется внешнее вмешательство. Украина настолько погрязла в коррупции, что выбраться из нее своими силами она уже не в состоянии. Об этом давно говорят эксперты, и УЗ как государствообразующая система, к сожалению, вполне подтверждает это правило.

Как же быть? Например, губернатор Одесской области Михаил Саакашвили в начале июля озвучил алгоритм искоренения коррупции в Одесской ОГА: «Первое: Мы полностью распускаем отделы внутреннего аудита, взаимодействия с правоохранительными органами, а также по вопросам предотвращения и выявления коррупции облгосадминистрации за то, что они ничего вообще не сделали — ни по вопросам выявления и предотвращения коррупции, ни по вопросам проверки того, что происходит внутри. Второе: Мы вообще не будем это контролировать. Я предлагаю общественности Одессы и Одесской области найти аудиторов, квалифицированных бухгалтеров. Мы найдем деньги, чтобы им платили независимые фонды. Они будут проверять то, что не проверили три отдела Одесской ОГА. Мы дадим им доступ ко всему». Точно так же нужно действовать и по отношению к УЗ. Устранить Департамент внутреннего контроля — КРУ, которое, проводя сотни проверок в год, коррупции не находит, а также управление профилактики правонарушений и предотвращения коррупции на ж/д транспорте; возможно, некоторые другие главки тоже. Найти западные фонды — на государственном уровне это вполне реально сделать, собрать активных представителей гражданского общества, открыть им полный доступ ко всему, в том числе и к тарифообразованию на ж/д перевозки, с тем чтобы можно было находить реальные факты коррупции и делать их достоянием гласности.

Для этого потребуется политическая воля Президента и Кабмина. И здесь очень важно, чтобы такими представителями гражданского общества стали не «карманные» слуги правительства, как было в случае формирования конкурсной комиссии Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции в июне сего года. Иностранные фонды, контролируя процесс подбора кадров, способны предотвратить формирование комиссий правительством «под себя» — это тоже элемент внешнего вмешательства.

И в случае реального искоренения коррупции под контролем гражданского общества, прозрачного тарифообразования кредитный рейтинг УЗ изменится, и на предприятие поступят реальные инвестиции, которые позволят по-настоящему реформировать отрасль в интересах наших граждан.

Олександр БОНДАРЕНКО, активіст, координатор проекту «ПОЇЗДка»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ