Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Покупатель становится беззащитным

15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей. Сегодня рынок Украины наполнен фальсификатом, а осуществлять проверки крайне трудно
15 марта, 2017 - 11:02

В 2016 году Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба) получила от граждан более девяти тысяч жалоб относительно нарушений потребительских прав. Показатель втрое меньше, чем несколько лет назад, и причина этого, по мнению специалистов, — разочарование граждан в том, что свои потребительские права можно отстоять. Кстати, в 2014—2015 годах на некачественную продукцию и услуги вообще некуда было жаловаться из-за реструктуризации самой службы.

Параллельно с ростом недоверия граждан к производителю украинский рынок массово заполонили фальсификаты, они есть практически везде — от таких товаров, как бетон, до детских игрушек. Так, по данным Госпродпотребслужбы, исследование качества текстиля показало, что 16 из 17 образцов не соответствовали требованиям технического регламента. Также из отобранных 37 образцов детских игрушек требованиям не отвечали более половины, а из 30 образцов электрических лампочек некачественными были 11.

«Проверив более трех тысяч субъектов хозяйствования в сферах торговли, ресторанного хозяйства и предоставления услуг, мы в 910 случаях обнаружили нарушения. По результатам рассмотрения жалоб, 51% обращений решены в пользу потребителей, более трех миллионов гривен возвращены гражданам, — рассказывает и.о. заместителя председателя Госпродпотребслужбы Лилия СТИРЕНКО. — Основные виды нарушений — отсутствие информации о товаре или услуге, реализация товара, срок пригодности которого истек, отказ продавцов осуществлять обмен некачественного товара. Также мы провели более 1,3 тысячи проверок — как плановых, так и внеплановых. Нарушения обнаружили в 57% плановых проверок и в 66% неплановых. Основные нарушения касаются знаков соответствия, отсутствия информации о происхождении продукции и маркировке».

Специалисты отмечают, что осуществлять внеплановые проверки на производствах стало сложно: на это нужны разрешения Министерства экономического развития и торговли, Министерства аграрной политики и продовольствия или Государственной регуляторной службы. В связи с такими ограничениями вопрос безопасности продукции на украинском рынке стоит крайне остро — собственно, это и показывают исследования.

«Защита потребителя сегодня ухудшается, беспредел на рынке — страшный. Отчего это происходит? Госпродпотребслужба начала работать только в 2016 году, а до того два года проверки не осуществлялись. Это сразу отразилось на товарном рынке Украины: сегодня страну фактически называют пиратом, потому что на нашем рынке очень много контрафакта, начиная от дешевых шарфиков и кошельков с марками известных фирм и заканчивая компьютерными программами, — акцентирует президент Ассоциации по вопросам защиты прав потребителей Ирина КРАВЧЕНКО. — Сегодня наш рынок не защищен: не хватает кадров, у специалистов слишком мало профессионализма для проверок. Но главное — наши законодатели нацелены на ухудшение законодательства относительно прав потребителей. Я с ужасом смотрю на то, что делается в законотворческой сфере относительно этого. Наш Закон «О защите прав потребителей», который был лучшим среди подобных законов в других странах, ежегодно ухудшается — из него пытаются выбить лучшее и оставить нас беззащитными».

Среди ухудшений Ирина Кравченко приводит пример введения судебного сбора при подаче иска (до недавнего времени это было бесплатно). Также — то, что потребитель должен оплачивать экспертизу некачественного товара (ранее ее делали на средства производителя). А введенная система предоставления разрешений на проверку делает невозможным проведение экспертизы, если гражданин, например, отравился определенным продуктом (в таком случае экспертизу назначают в течение 30 дней, а за это время «следов» уже не найти).

«В 2007 году из Закона «О защите прав потребителей» изъяли норму, когда за отбор образцов для экспертизы платит предприятие. Тогда можно было беспрепятственно зайти на производство, отобрать подозрительную или плохо маркированную продукцию, сдать ее на исследование и получить заключение. Дальше — больше: государство перестало давать средства на исследование качества продукции — то есть в один год даст, в другой — нет. А теперь сделали так, что данный закон не распространяется на продукцию питания. И самое ужасное то, что когда нормы закона меняют до 40%, закон перестает действовать. Боюсь, скоро мы дойдем до этого уровня», — продолжает Ирина Кравченко.

По мнению экспертов, в Украине нужно усиливать ответственность производителей за поставу на рынок некачественных товаров, не ухудшать закон о защите потребителей, а самим потребителям интересоваться качеством продукции, при нарушении прав — жаловаться в Госпродпотребслужбу. Без повышения уровня осведомленности каждого гражданина, без его заинтересованности в изменении ситуации мало что изменится.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ