«Продавать на сырой (законодательной. — Авт.) базе предприятия — нельзя. Нужно менять подходы... Нам нужна новая стратегия по приватизации», — рассказал глава Фонда госимущества Украины Игорь Билоус. Он напомнил, что сейчас в собственности государства около 4 тысяч предприятий, из которых 27 должны отойти в государственный холдинг, еще часть — остаться в собственности министерств и ведомств (регулируют отдельные сферы экономики, например, диспетчерские службы), еще 1300 — на ликвидацию и остальные — на приватизацию. В Фонде госимущества предлагают в первую очередь изменить законодательство и упростить механизмы приватизации. «Мы это сделали и будем подавать (в КМУ. — Авт.). Немного больше механизмов — не только на аукционе и на бирже, но и прямые продажи, IPO. Много других методов», — заявил глава Фонда госимущества Украины Игорь Билоус.
Успеют ли со Стратегией до новой волны продажи государственного имущества? Как известно, в 2016 году ожидается продажа ряда интересных объектов — ОПЗ, шести ТЭЦ, облэнерго и т.п. В целом правительство планирует собрать 17 миллиардов, в Фонде говорят о миллиарде долларов.
Впрочем, главный вопрос даже не в цифрах. Стоит ли вообще что-то продавать в период экономического спада? Если да — то как именно? «День» спросил экспертов. Они единодушны — следует обновить правила продажи, а уже потом — продавать.
Во-первых, следует отказаться от практики продажи объектов в одни руки, иначе сформируем еще более мощный класс олигархов. «Кто получает огромный завод (60% или 99% акций) в свои руки, тому ничего больше не нужно. Миллиардные обороты будут получать люди, которые не имеют в кармане и миллиона гривен, а затем будут выплачивать из прибыли предприятия. Эта практика всем известна. Все наши олигархи сначала были простыми предпринимателями: продавцами бензина или овощей, и из небольших сумм сделали десятки миллиардов, потому что платят не государству, а чиновникам высокого уровня», — называет первое условие формирования обновленной стратегии бывший и.о. главы Фонда госимущества Владимир Лановой. По его мнению, без этого все прозрачные конкурсы закончатся тем, что «один объект продадут иностранцам, а десятки — своим». «В Европе продают пакеты мелкими частями не на аукционах или биржах, а через брокерские конторы, почту. Тогда миллионы людей становятся владельцами — и так происходит диверсификация пакетов. В Восточной Европе отдавали акции пенсионным фондам, и они теперь имеют серьезные доходы не только за счет налогов или социальных взносов. У нас не могут провести даже пенсионную реформу. Почему? Никто не хочет этого делать, потому что все рассчитывают получить взятку, а не проводить реформы», — подводит он итог.
Во-вторых, максимально отстранить бизнес от влияния на приватизационные процессы. «Крупные объекты всегда были и являются предметом разных споров власти и бизнеса. Если предприятие не привлекательно ни для кого, то его просто продать. Например, ОПЗ задевает интересы многих влиятельных политиков или бизнесменов, а они по-разному видят этот процесс. И разные «хотения» приводят к торможению приватизационного процесса этого объекта. Так будет и дальше, пока мы не устраним большую политику из приватизации», — дает второй совет экс-глава Фонда госимущества Владимир Рябченко. Кроме того, по его мнению, следует отменить практику обязательной предпродажи 5% акций объекта. Рябченко считает, что нынешнее состояние фондового рынка все равно не позволяет определить реальную стоимость такого объекта, а наоборот, может даже сыграть на понижение последующей цены. В целом, по его мнению, обновленная стратегия должна показать, что оставить в государственной собственности и как этим управлять. «Главным в этом является правительство. Не фонд. Сейчас в Кабмине предлагают создать госхолдинг по управлению этими объектами. Это очень правильно, потому что министерства должны реализовывать только отраслевую политику», — говорит Рябченко.
Поэтому перед началом большой приватизации остатков госсобственности нужно изменить закон «О приватизации» и оставить рычаги влияния государства на новых владельцев, чтобы достигать запланированных экономических результатов», — говорит «Дню» заместитель главы парламентского комитета по вопросам экономической политики Юрий Соловей.
Соловей добавляет еще одно предложение — отделение стратегических предприятий и уже потом — торги. «Сегодня остались так называемые «голубые фишки» — порты, железная дорога, энергокомпании. Большой вопрос продавать ли их. Почему? Один пример: экономические результаты работы Ильичевского порта показывают, что его товарооборот — 900 миллионов гривен, из которых прибыль — 600 миллионов гривен! Разве таким государственным имуществом можно разбрасываться? Поэтому сначала изменить закон «О приватизации», отсеять «голубые фишки» и потом торговать», — подводит он итог.
Соловей также сообщил, что на этой неделе парламент должен рассмотреть законопроект об отмене обязательной продажи 5%. Это ускорит продажу химического гиганта, считают в ФГИУ. Впрочем, Одесский припортовый завод — это как раз яркий пример того, что спешить продавать не стоит. Ведь это — стратегический объект, и его аналогов в мире единицы.
С другой стороны, очевидна проблема с неэффективным государственным менеджментом. Подтверждением этого стала непонятная ситуация с закупкой руководством предприятия газа по давальческим схемам у посредника. Но тут вопрос, чья это проблема: правительства, которое никак не может определиться с правильным менеджером, или в целом системы госуправления, которой выгодно качать бюджетные деньги?
По мнению Владимира Ланового, сегодня правительство должно отложить приватизацию до лучших времен, когда конъюнктура для Украины будет более благоприятной. «Отложены на 4 года выплаты по внешнему долгу на сумму 16 миллиардов долларов. То есть на каждый год уменьшены расходы бюджета на 4—5 миллиардов долларов. В целом экономия на 100 миллиардов гривен! А они делают вид, что ничего не произошло, что бюджет с таким же дефицитом, как и в 2015 году. Особой необходимости получить от приватизации в 2016 году 17 миллиардов гривен нет», — подытоживает он.