Пассажиры, рейсы которых отменил Ryanair, таки смогут отправиться в запланированное путешествие. Венгерская авиакомпания Wizz Air вчера объявила о введении специальных цен на билеты — от 15 евро — для украинцев, которые стали заложниками громкого скандала между менеджментом Борисполя, министром транспорта и инфраструктуры и ирландской авиакомпанией. Забронировать альтернативные билеты пассажиры могут только до 17 июля.
Поздно вечером 10 июля главный коммерческий директор Ryanair Дэвид О’БРАЙЕН официально объявил об отмене прихода компании в Украину, назвав страну местом «незрелым и неблагоприятным для инвестирования». По словам О’Брайена, аэропорт «Борисполь» нарушил соглашение, которое было достигнуто в марте этого года в результате переговоров трех сторон — лоукоста, аэропорта и Министерства транспорта и инфраструктуры. Менеджмент ирландского перевозчика обвинил директора государственного аэропорта в лоббизме интересов частной авиакомпании — Международные авиалинии Украины. «Борисполь выбрал защиту авиакомпании с высокими тарифами, в частности — Международные авиалинии Украины», — заявил О’Брайен.
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА, СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ «ДНЯ»
При этом Ryanair идет не только из Киева, но и из Львова, где менеджмент аэродрома подписал аналогичное соглашение.
Лоукост-компания предложила всем клиентам, которые уже купили билеты на объявленные рейсы из/в Украину, связаться с ней по почте для возврата оплаченных средств. Но представители компании никак пока не комментируют, почему объявили продажу билетов, не имея окончательно подписанного соглашения на обслуживание в аэропорту.
Напомним, что компания начала продавать билеты три месяца назад, 15 марта — на рейсы, которые должны были осуществляться с октября этого года с двух аэропортов — Киева и Львова. Сколько украинцев за это время успело приобрести билеты и на какую сумму — не разглашается.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян официально стал на сторону ирландского частного перевозчика и фактически расписался в том, что вверенный по закону его ведомству государственный аэропорт ему не подконтролен. Омелян заявил, что в среду — 12 июля — на заседании правительства будет инициировать увольнение с должности директора ГП «Борисполь» Павла Рябикина.
Менеджмент ГП «Борисполь» с обвинениями не согласен. Рябикин, вооружившись контрактом и ...калькулятором, вышел 10 июля на пресс-конференцию и заявил, что обслуживание ирландцев будет стоить аэропорту два миллиарда гривен убытков ежегодно (!). «Моя позиция как менеджера — я обязуюсь обеспечить выполнение показателей и безубыточности деятельности предприятия», — заявил Рябикин, комментируя возможность неподписания контракта.
По словам менеджера ГП «Борисполь», ирландский лоукост потребовал недопустимые вещи: бесплатная аэронавигация, бесплатные стоянки для такси, бесплатные площади для рекламы, бесплатная аренда площадей в терминале, бесплатная система приема багажа, бесплатные офисы для продажи авиабилетов, единая ставка аэропортового сбора на пассажира на четыре года в размере 7,5 доллара и пр.
«Мой потенциал для принятия компромиссного решения исчерпан, а Ryanair на компромиссы идти не хочет», — добавил гендиректор «Борисполя».
Все это Рябикин озвучил до официального заявления об отмене прихода на рынок Украины Ryanair. Более того, в Министерстве инфраструктуры расценивают эту пресс-конференцию менеджера ГП «Борисполь» как шаг, подталкивающий инвестора уйти. «Рябикин разгласил условия, которые были предметом конфиденциальных переговоров», — объяснила в разговоре с «Днем» пресс-секретарь министерства Марина ТОМКО. По ее словам, Борисполь был выбран для переговоров по ряду причин: удобное расположение, налаженная инфраструктура, а главное — два пустующих терминала, которые сегодня ГП использует только для проведения «выставок, фуршетов». Государство тратит на их обслуживание по 250 миллионов гривен ежегодно», — говорит Томко. По ее словам, перед тем, как выбрать Борисполь, в Министерстве рассмотрели и другие варианты. Такие как аэропорт в Житомире и в Гостомеле. В первом случае — аэропорт не подошел, потому что хоть там и есть терминал, но нет подходящей взлетно-посадочной полосы. «Авиакомпания — единственная, которая сейчас там размещает свои самолеты, — высаживает пассажиров в Жулянах. И уже после этого пустой самолет летит в Житомир — садиться», — рассказывает Томко. В Гостомеле наоборот — есть полоса, нет терминала. Хотя и на первый взгляд за 80 миллиардов гривен (убытки ГП «Борисполь», озвученные Рябикиным) государству можно было бы и построить нужную инфраструктуру, но дело в том, что Гостомель «Укрспецэкспорт» использует для транспортировки спецгрузов. «Ну, не могут люди «садиться» на полосе вместе с БТР-ами», — отмечает в комментарии «Дню» пресс-секретарь.
Генеральный директор института «Украэропроект» Кирилл НОВИКОВ в комментарии «Дню» отметил, что несмотря на соблазн списать скандал с Ryanair к конспирологической теории заговора олигарха и менеджмента госкомпании, ситуация далеко не однозначная.
Во-первых, нестыковка действительно в том, что Борисполь не совсем подходящий для лоукост-сообщения аэропорт.
В основном лоукостеры обслуживаются в приближенных к крупным городам, но неосновных аэропортах. «К примеру, из постсоветских стран «Раяны» есть в Вильнюсе, куда они зашли во время отсутствия какой-либо конкуренции внутри страны (в 2005 году). 95% городов из Ryanair — это небольшие региональные аэропорты или города-спутники крупных городов (Бергамо около Милана, Бове около Парижа и тому подобное)», — объясняет Новиков.
Во-вторых, моментального эффекта от прихода лоукостера аэропорт не получит. Будут ли в результате возможные убытки - эксперт оценивать не берется. Новиков не берется оценивать точность озвученных менеджментом ГП «Борисполь» подсчетов, но отмечает, что дешевое авиадвижение — это роскошь, которую людям дарит власть. Лоукост-компании — это не благотворительные организации. Это — коммерческие структуры, которые работают на максимизацию прибылей и минимизацию убытков. И есть две модели, как эта минимизация убытков достигается: местная власть, аэропорт которой обслуживает лоукосты, дотирует или аэропорт, который их обслуживает, или, собственно, саму компанию. То есть из бюджета города, где садится и взлетает какой-то «рянэйр» или «визэйр», покрывают разницу между рыночной нормальной стоимостью этой услуги и тем, сколько за нее заплатили пассажиры. Мотив — увеличение пассажиропотока, в частности — туристического. «Местная власть много где дотирует авиакомпании. Это касается городов, в которых есть большой пассажирский потенциал (туристический, к примеру), ведь каждый привезенный в город пассажир оставляет деньги, которые в конечном итоге вернутся потом в бюджет города, а из него — на развитие аэропорта», — объясняет Новиков.
Эксперт говорит, что единственный выход, который он пока видит для Украины: просто работать над увеличением зарплат и выводом их из тени. «Из одного туристического путешествия на двоих в Европу на неделю перелет — только 1/4 всех расходов. Мы все еще слишком бедные...» — резюмирует Новиков.
Лоукост-авиакомпании придут на украинский рынок авиаперевозок, когда будут уверены, что здесь можно заработать, говорит председатель совета директоров компании «Майстер-Авиа», которая управляет аэропортом «Киев (Жуляны)», и владелец строительной компании «Міськжитлобуд» Денис КОСТРЖЕВСКИЙ. «Заставить прийти сюда (в Украину. — Ред.) Ryanair или другую лоукост-авиакомпанию может только экономическая целесообразность. Если они увидят, что здесь можно заработать, будет очередь. Пока этого не видно», — заявил он.
По его словам, в бизнесе должен зарабатывать каждый участник бизнес-цепочки, иначе он не работает.
«В бизнес-модели, которую используют Ryanair и EasyJet, кроме аэропорта и авиакомпаний, в цепочке задействовано государство (непосредственно или через муниципальные власти)», — сказал Костржевский.
«Схема следующая: лоукостер предлагает туристическому городу привозить поток туристов, который будет там тратить деньги. Условно турист потратит 1 тыс. дол. Из них — 20% или 200 дол. с каждого туриста попадает в городскую казну», — отметил Костржевский.
Он рассказал, что лоукост и муниципалитет договариваются о размере компенсации авиакомпании за каждого привезенного туриста, и формы компенсаций могут быть разными.
По словам Костржевского, например, чтобы авиакомпанию обслужили, она должна заплатить аэропорту ряд обязательных платежей и сборов.
Поэтому Костржевский считает, что ни один аэропорт в Украине не может дать лоукосту востребованную им цену, поскольку утверждены государственные тарифы и скидка, которую аэропорт может дать в рамках этих тарифов.
«Лоукост-авиакомпанию это не устраивает. Им нужны намного более низкие тарифы», — сказал Костржевский.