«Мы сегодня ведем прагматичный, деловой, дружеский переговорный процесс с Российской Федерацией. Мы надеемся до конца года урегулировать самый сложный вопрос, который касается взаимоотношений в газовой сфере, поставках российского газа на территорию Украины», — заявил на днях заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Нестор Шуфрич, появившийся в информационном поле после долгого молчания.
Это заявление может свидетельствовать не только о том, что группу главы Администрации Президента Сергея Левочкина, в которую входит также министр топлива и энергетики Юрий Бойко, заставили несколько сузить сферу безраздельного влияния. По всей видимости, информационно-газовая война между Россией и Украиной станет более разнообразной по форме, хотя содержание ее, конечно же, не меняется. Наряду с тактикой жестких сигналов Украина, демонстрируя гибкость своей позиции, начнет использовать также и соглашательско-комплиментарный подход, проявившийся в заявлении вышедшего из опалы и политического небытия Шуфрича. «Уверен, — говорит он, — что кооперация с Россией, усиление экономического сотрудничества, расширение возможностей для кооперации — это то будущее, которое обеспечит прорыв в экономике нашей страны». «Увеличился товарооборот, и, конечно же, в этих условиях мы не можем не отметить, что сотрудничество с Россией стимулировало развитие нашей экономики, — резюмирует чиновник. — Мы видим, что доходы государственного бюджета увеличились в полтора раза».
Между тем за день до этого другой чиновник высокого ранга, министр экологии и природных ресурсов Эдуард Ставицкий в Нью-Йорке перед встречей Президента Украины Виктора Януковича с представителями компании Chevron рассказал, что Украина планирует в ноябре подписать три контракта по добыче сланцевого газа с компаниями Chevron, Shell и ЭксонМобил. «Мы вышли на финишную прямую, — сказал он, — мы получили предварительный контракт от компании Chevron, который они хотят подписать с нами. Подписание приблизительно состоится в конце октября — начале ноября этого года». Министр уточнил, что на этапе геологического изучения планируется привлечь 1,3 миллиарда гривен инвестиций и 25 миллиардов на этапе промышленной разработки. Министр рассказал, что украинская сторона рассчитывает к 2017 году выйти на промышленную добычу: в соответствии с этим рассчитывает получить от 300 до 400 миллиардов кубометров газа. По оптимистическому сценарию, ежегодно будет добываться пять миллиардов кубометров, по пессимистическому — три миллиарда, что, как считает министр, «будет существенно сокращать наш дефицит в балансе газа, который существует сегодня». Кроме того, по его словам, в ноябре планируется подписать контракты с компанией Shell и ЭксонМобил.
Заявление несколько другого свойства сделал в эти дни правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества со странами СНГ Валерий Мунтиян. «В связи с тем, что соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ вступило в силу, мы имеем право создать экспертные группы и провести переговоры в течение шести месяцев для того, чтобы Украина имела доступ к среднеазиатскому газу и могла его прокачивать», — сказал он журналистам.
И в тот же день последовал ответ из Москвы. Заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач сказал в ходе видеомоста Москва-Киев: «Согласно Договору о зоне свободной торговли, согласован список, по которому во взаимной торговле Россия сохраняет экспортную пошлину на энергоресурсы. Это вопрос наших отношений не с Украиной, а с внешним миром: не может быть для Украины один режим, а для Германии другой. Хотя и для Украины есть льготный режим в силу соглашений по Черноморскому флоту». Отвечая на вопрос о возможности доступа других стран к «российской трубе», он отметил: «Если говорить о соглашении по транзиту, то эти переговоры велись раньше, будут вестись дальше», — сказал Клепач и отметил, что соответствующие изменения могут реализовываться только в рамках Таможенного союза.
Еще более жесткое мнение высказал глава Фонда национальной энергетической безопасности (Россия) Константин Симонов. Он уверен, что «сейчас начинается битва гигантов, практически открытая (газовая) война между Россией и Европой. Понятно, что украинский транзит очень важен, но на фоне разборок с ЕС споры с Украиной уходят на второй план». «Европа ведет политическую игру, а Россия этим же отвечает, заявляя о перенаправлении потоков в Китай, — сказал Симонов. — Есть продавец, есть покупатель, которые жили долго и счастливо, но после войны с Украиной 2009 года все словно с цепи сорвались и лупят друг друга палками по голове». Глава Фонда считает, что Еврокомиссия затеяла борьбу с «Газпромом» с целью заставить его снизить цены и снять штрафные обязательства за невыполнение контракта. «Практически речь идет об отмене принципа take or pay», — уточняет он, как бы подтверждая высказывание Шуфрича о том, что самым сложным вопросом для Украины является уже не цена российского газа, а его поставки Украине, которые наша страна планирует существенно сократить. Этому может помочь согласие Словакии предоставить свою ГТС Украине для реверсной прокачки топлива из Европы. Эксперты считают, что при условии инвестиций в размере —20 миллионов с 2014 года Украина сможет получать порядка 10 миллиардов кубометров газа.
Политически со стороны Европы вопрос реверса можно считать решенным, отмечает директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. Но есть еще и российский «Газпром», в чьи планы это не входит. «Если монополия («Газпром». — Ред.), вопреки подписанному со Словакией договору, выполнит свою угрозу и сократит транзит газа, это будет лучшим доказательством ограничения конкуренции на рынке Европы со стороны России»,— говорит энергетический эксперт Дмитрий Марунич. По его мнению, шаткие позиции «Газпрома» в Европе в перспективе приведут к принятию выгодных Украине решений, позволяющих диверсифицировать поставки газа в страну.