На всех 32 продовольственных рынках Ивано-Франковской области цены на свинину достигали 35 гривен за килограмм. В течение прошлого года они возросли на 46,8%, а за первый квартал этого года — еще на 10,3%.
Власть же, вместо мясных интервенций, прибегает в основном к вербальным и объясняет, что все беды от недоразвитых рыночных отношений. Посредники, мол, используют спекулятивный метод обогащения и, особенно перед праздниками, повышают цены. Власть, едва ли не впервые, обвинила и владельцев рынков в ценовом заговоре...
Единственный властный аргумент, которому нельзя возразить, — это то, что спрос превышает предложение. И действительно, в первом квартале на местные рынки поступило на 553 тонны (или на 20%) мяса меньше, чем за это время в прошлом году. Однако больше всего поражает, что личные крестьянские хозяйства — главные игроки на рынке, которые, собственно, и должны определять цены — допустили еще более разительный спад — на 40%! А они же поставляют на рынки около 80% всего мяса.
Заместитель председателя облгосадминистрации Дмитрий Шлемко объяснил это тем, что крестьяне были не заинтересованы в откорме скота.
Что же делает областная власть? Ну, во-первых, два крупных перерабатывающих предприятия — ОАО «Ивано-Франковский мясокомбинат» и ОАО «Ивано- Франковскую птицефабрику — она обязала торговать мясом прямо на городских рынках. Во-вторых, планирует расширить сеть мясных магазинов и отделов в супермаркетах. В-третьих, рекомендует приобщаться к торговле мясом предприятиям потребительской кооперации области. В-четвертых, специальные службы начали следить за тем, чтобы владельцы рынков уменьшили рыночный сбор и плату за аренду торговых мест. В-пятых, ограничили торговые наценки и планируют продавать импортное мясо...
Это, безусловно, меры, которые в лучшем случае лечат последствия, а не причины. Плохо то, что государство не имеет четкой стратегии относительно того, как преодолеть мясной кризис и поднять животноводческую отрасль. А также как помочь крестьянам пробиться со своим мясом на городские базары (по информации Фонда аграрного предпринимательства и кооперации Ивано-Франковска, туда попадают всего 2—5% единоличников). Если же этого не сделать, то останется нынешняя ситуация, когда закупочные цены в области уменьшились на 2—3 гривны. Но это не отразилось на розничных ценах.
Поэтому пора уже взяться за формирование инфраструктуры животноводческой отрасли и конкурентной среды. Речь идет о создании таких рыночных структур, как оптовые аукционы живого скота, где крестьяне могли бы продавать свою продукцию непосредственно на перерабатывающие предприятия или рыночным посредникам. Через такой рыночный механизм крестьянам проще будет получать от государства обещанную дотацию за откармливание животных.
Влиять на формирование ценовой политики в интересах мелких сельхозтоваропроизводителей и согласовывать распределение прибылей между производителями и посредниками могут также специализированные отраслевые объединения.
Не сказали еще до сих пор своего слова на мясном рынке и сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы. Именно эти хозяйственные организации самопомощи и самоподдержки крестьян способны вытеснить посредников из торговых каналов и самостоятельно продавать продукцию своих членов на продовольственных рынках по ценам, которые устроят всех. Но что-то не слышно, чтобы кто- то из должностных лиц вспоминал о кооперативном секторе аграрной экономики. Создается впечатление, что развитие обслуживающей кооперации умышленно затягивают. Хотя на Галичине такие кооперативы когда-то были влиятельной социальной и экономической силой.
Есть и еще одно направление развития мясного рынка — создание крупных и рентабельных хозяйств. Успешный пример — деятельность в Калушском районе, на территории бывшего колхоза «Прикарпатский», датской фирмы «Даноша». Как рассказывает ее генеральный директор Питер Виланд, на ферме сейчас несколько сотен свиноматок из Дании. В 2008 году маточное поголовье доведут до 12 тысяч, и это позволит поставить на откорм 250 тысяч свиней. Мясо будет наивысшего качества, подчеркнул Виланд и, как одно из доказательств, показал промышленную установку, которая очищает воду для... свиней. «Они не должны быть живым фильтром для вредных веществ», — отметил он. Здесь монтируют собственный комбикормовый завод и арендуют землю у местных крестьян для выращивания зерна. Начиная с 2008 года, «Даноша» ежегодно будет поставлять на рынки мира 18 тысяч тонн мяса. (Таким количеством продукции можно кормить в течение года 567 тысяч украинцев).
Средства на создание фирмы в Украине предоставили шестьдесят датских фермеров. Виланд не скрывает, почему для бизнеса избрали именно Украину: «На мясо у вас едва ли не самые высокие в мире цены, и конкуренции пока нет». Убойного веса 100 килограмм животное будет набирать за 150 дней. Но не вытеснят ли такие хозяйства наших единоличников, которые, как правило, год-полтора откармливают своих свинок, прежде чем вывезти мясо на базар? Является ли это серьезной государственной политикой, когда единоличников выставляют для конкурирования с такими фирмами?
Если мясной кризис не откроет нам глаза на то, как мы должны в дальнейшем вести животноводческую отрасль, тогда пора наниматься в свиноводы к «Даноше»...