Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Полный цикл

4 сентября, 2006 - 18:48
ЗДЕСЬ БУДЕТ ПОСТРОЕНА ЭЛЕКТРОПОДСТАНЦИЯ, И ОТСЮДА ПОЙДЕТ ПО НОВОЙ ЛЭП НАПРЯЖЕНИЕМ 750 КВ НА КИЕВ И В ЦЕНТРАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ СТРАНЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ, ВЫРАБОТАННАЯ НА РАЭС / РОВЕНСКАЯ АТОМНАЯ СТАНЦИЯ — СУПЕРРЕЖИМНЫЙ ОБЪЕКТ. И ХОТЯ ЭТО ИНОГДА УДИВЛЯЛО НЕКОТОРЫХ НАШИХ КОЛЛЕГ, НО СЕГОДНЯШНЯЯ СИТУАЦИЯ В МИРЕ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО РЕЖИМ ТУТ НУЖНО НЕ ТОЛЬКО СОБЛЮДАТЬ, НО И ВСЯЧЕСКИ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ. ВПРОЧЕМ, ДЛЯ ФОТОКОРА «Дня» БЫЛО СДЕЛАНО НЕБОЛЬШОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ КУЗНЕЦОВСК (РОВЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ), ГДЕ РАСПОЛОЖЕНА РАЭС, ОДИН ИЗ

Кузнецовск, город атомщиков Ровенской АЭС, поражал чистотой, ухоженностью газонов и цветочных ковров, а из гигантских охладителей шел густой пар, сливавшийся с темными облаками. В минувшую пятницу три из четырех здешних блоков были, как здесь говорят, в работе. Один — на ремонте. Обычная жизнь крупного энергетического предприятия, вместе с тремя другими АЭС производящего практически половину всей электроэнергии страны.

Сегодня атомная энергетика не только реабилитировала себя после тяжелейшего поражения в Чернобыле, но и вновь воспринимается мировым сообществом в качестве пока что единственной реальной альтернативы углеводородному топливу, запасы которого на исходе. Этой мыслью открыл совещание атомщиков на Ровенской АЭС министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко. Он рассказал, что на совещании министров энергетики стран восьмерки в Санкт- Петербурге (оно прошло накануне саммита глав государств) шла речь об угрозе свертывания мировой экономики в том случае, если в ближайшее время не будут задействованы новые источники энергетических ресурсов. При этом, по словам Бойко, было признано, что так называемые нетрадиционные источники энергии (ветровая и солнечная) могут дать не больше 8% от мирового ее потребления. В этих условиях восьмерка министров признала, что у атомной энергетики в ближайшем будущем альтернативы попросту нет, если человечество хочет развиваться.

«Поэтому, — сказал министр, — те планы запуска по 20 ядерных реакторов, которые продекларировали США и Китай, а также программы развития реакторов на быстрых нейронах свидетельствуют о том, что понимание безальтернативности атомной энергетики пришло ко всем участникам рынка энергоносителей. Наша страна, входящая в первую тройку крупнейших производителей ядерной энергии Европы, имеющая большой опыт (в том числе и страшный) в этом отношении, должна в полной мере интегрироваться в атомное сообщество и участвовать во всех его программах».

Эту глобальную подводку к повестке дня совещания атомщиков, прозвучавшую из уст министра, которому до сих пор практические не приходилось иметь дело с ядерной энергетикой, можно воспринять как серьезный сигнал о том, что новое правительство страны берет курс на дальнейшее развитие и атомной промышленности...

Скажем прямо, это связано для него с определенными рисками. Страх перед возможным чернобыльским римейком в нашем народе очень силен. Понятно, игнорировать его нельзя. Думается, боязнь «мирного атома» будет для нас предостережением от безответственности и опасных экспериментов. Однако технический прогресс, как известно, нельзя остановить. Более того, он дает человечеству также и новые возможности для снижения рисков техногенных аварий. Так что наши «атомные» опасения, как было со многими другими, вызванными теми или иными достижениями человеческого разума, должны со временем стать достоянием истории. Во всяком случае, как мог убедиться автор на Ровенской АЭС, атомщики делают для этого все необходимое и возможное.

Не будучи специалистом в этой отрасли, журналисту, конечно, не под силу разобраться и оценить эффективность множества мер, принимаемых для усиления безопасности на атомных станциях и их выхода по этим параметрам на мировой уровень (в частности, для этого сейчас используется кредит Европейского банка реконструкции и развития). Но собственными глазами пришлось наблюдать строжайший пропускной режим, действующий на РАЭС. И еще более поразила система обучения персонала на специальных тренажерах (они построены и действуют на всех АЭС Украины), полностью повторяющих систему управления станциями. Моделируя различные нештатные ситуации, опытнейшие и весьма строгие инструкторы доводят тут действия операторов до автоматизма и придирчиво принимают экзамены в установленные для этого сроки, а также у всех, кто осваивает более высокую или просто смежную производственную ступень. Кое-кто оказывается для этой престижной, но чрезвычайно ответственной работы не готовым, а некоторые и вовсе профессионально непригодными. Нас заверили, что никаких поблажек им не дают. На АЭС могут работать только высококлассные специалисты, в совершенстве владеющие теорией и в полной мере обладающие практическими навыками.

«Персонал обязан по срабатывающей сигнализации и изменению параметров адекватно определить происходящее и принять меры для локализации неисправностей и стабилизации работы оборудования, — сказал в интервью «Дню» ведущий инструктор учебно-тренировочного центра (УТЦ) РАЭС Олег Маслаков. — Наша общая генеральная задача поддерживать атомные блоки в безопасном состоянии и не допускать отклонений от штатных режимов. Это — командная работа на общий результат. Во время обучения и тренингов упор делается на наиболее вероятные отклонения и аварийные ситуации, но перекрывается и весь спектр возможных неисправностей, вплоть до «запроектных», таких как падение самолета или полное обесточивание (оно практически невозможно, поскольку система питания, как и другие системы станции, многократно дублируется)».

Наша экскурсия на УТЦ (на касках, выданных журналистам, предусмотренная режимом соответствующая надпись) проходила в то время, когда ведущие атомщики страны и топ-менеджеры РАЭС обсуждали перспективы (а также проблемы) развития атомной энергетики. Для Ровенской — это невозможность подать вырабатываемую новым четвертым блоком электроэнергию (мощность почти 16 млрд. кВт.ч в год) в единую энергетическую систему страны (из-за отсутствия магистральных линий электропередач высокого напряжения). Губернатор области Виктор Матчук так и сказал «Энергоблок фактически не может работать...». Решение для этой проблемы уже найдено: от Кузнецовска к Киеву, в центральный район страны, пойдет линия электропередач напряжением 750 кВ. Ее проектирование практически завершено. Строительство, в том числе двух мощных подстанций, должно быть закончено в 2007 году. Но, как считают специалисты РАЭС, времени для этого остается слишком мало. ЛЭП, по их мнению, можно будет ввести в действие только через два года. Ведь впереди еще тендеры на изготовление сложного и дорогостоящего оборудования, договорная кампания с предприятиями-победителями (на станции не сомневаются, что заказ на трансформаторы достанется всемирно известному Запорожскому заводу, и уверены, что конкурс будет прозрачным и честным), а затем — строительство и монтажно-наладочные работы. Нужна ли тут спешка? На этот вопрос можно ответить отрицательно, поскольку она всегда чревата какими-то просчетами. Но вот организованность, своевременное финансирование (сметная стоимость этого проекта 1,7 млрд. грн.), координация действий смежников, неукоснительное выполнение графиков и, соответственно, высокие темпы работ, конечно, необходимы. Энергетика, которую излучал Бойко во время пребывания на станции, давала повод подозревать, что он намерен заставить всех, кто будет подключен к строительству, работать на максимальных оборотах. И дело не столько даже в том, что отсутствие выхода для ровенской електроэнергии снижает показатели как РАЭС, так и всего «Энергоатома», а следовательно и всего топливно-энергетического комплекса страны (отвечая на вопрос «Дня», директор станции Николай Фридман признал, что отсутствие ЛЭП приводит к искусственному ограничению мощности станции и снижению ее важнейшего показателя — коэффициета использования установленной мощности, а ввод ЛЭП в эксплуатацию позволит увеличить этот коэффициент на 10%). Видимо, с помощью дополнительной энергии из Кузнецовска, правительство намерено пополнить энергетический баланс страны, существенно сократившийся в последнее время из- за перипетий в газовых отношениях с Россией.

Впрочем строительство ЛЭП, при всем его значении и всех возможных трудностях, не идет ни в какое сравнение с двумя другими задачами, которые предстоит решить атомщикам, естественно, при поддержке министерства, а может быть, даже и всей страны.

Речь идет о создании в Украине полного атомного цикла (за исключением операций по обогащению урана). Для этого намечено образовать концерн «Укратомпром», в который войдут Восточный горно-обогатительный комбинат, госпредприятие «Смолы», государственное научно-производственное предприятие «Цирконий» и другие, а также научные учреждения. На создание комплекса, который будет включать развитие уранового и циркониевого производства, а также изготовление комплектующих для тепловыделяющих сборок отводится 10 лет, с 2006 по 2016 год. По мнению специалистов, на это потребуется больше 13,3 миллиарда гривен капитальных вложений. Сумеют ли их освоить названные предприятия, финансовое положение которых сегодня трудно признать удовлетворительным?

Разъясняя ситуацию, Бойко сообщил о том, что исполнителям дан месяц для того, чтобы разработать структуру концерна. При этом, по его мнению, главное, чтобы были решены все возможные корпоративные проблемы. (К ним, по всей видимости, относится факт существования совместного предприятия по производству ядерного топлива, созданного Украиной, Россией и Казахстаном, но до сих пор, вероятно, по политическим причинам, не работающего). А работать это предприятие будет, по словам министра, за счет финансовой поддержки «Энергоатома».И, наконец, третья проблема, которую в ближайшее время предстоит решить атомщикам, это строительство централизованного хранилища ядерного топлива, отработанного исключительно на украинских атомных станциях. Проект не из дешевых. На него предполагается потратить больше чем полмиллиарда гривен. Но рентабельность также налицо. Только за время строительства за вывоз и переработку в России этого топлива будет уплачено (в ценах 2005 года) почти два миллиарда долларов. (Имеющая собственные хранилища Запорожская АЭС ежегодно экономит на этом около $40 миллионов). Кроме того, в будущем намечено создать технологии, позволяющие повторно использовать отработанное ядерное топливо в реакторах нового поколения. Так что в хранилище будет содержаться потенциальный стратегический запас для атомных станций. Сегодня проблема заключается в выборе места для строительства этого объекта. Наиболее реальное предложение — Чернобыльская зона. Глава «Энергоатома», отвечая на вопросы журналистов, с большой долей вероятности предположил, что строительство развернется в районе села Бурякивка. Но есть и другой, пока что окончательно не отброшенный вариант: создать хранилища на каждой из АЭС. Это, возможно, будет несколько дороже, зато отпадет надобность перемещать по стране опасные материалы.

Надо сказать, что самым трудным в осуществлении всех трех проектов, о которых шла речь на совещании, будет их финансирование. Минтопэнерго надеется на несколько источников: надбавка к тарифу «Энергоатома», тариф «Укрэнерго» на транспортировку электроэнергии, средства специального фонда госбюджета. Не слишком ли тяжелая ноша ляжет на бюджет страны? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, «День» обратился за комментарием к участнику совещания, народному депутату, члену парламентского комитета по ТЭК Владимиру Бронникову с вопросом: «А согласится ли парламент профинансировать проекты, о которых идет речь?» «Я думаю, что задача Верховной Рады не в том, чтобы их финансировать. Нам нужно будет создать такую систему, чтобы финансирование этих проектов состоялось. Если напрямую, что называется тупо, финансировать их из бюджета, то это будет означать отбор денег у учителей, врачей, пенсионеров. Мы уже говорили с министром, что нужно создать такую систему финансирования, чтобы эти проекты реализовались. Как она будет создаваться? Хотелось бы иметь банк развития энергетики, специальный государственный банк. Или же такой статус можно предоставить уполномоченному банку, который будет не только направлять инвестиции, но и следить за их эффективным использованием, чтобы они не разворовывались. Деньги можно будет получать, скажем, под контракт на производство электороэнергии или на добычу урана. Над созданием такой системы будет работать наш комитет, и мы просто обречены эту работу выполнить».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ