9 августа на 15 месяце работы ушел с должности главы ПАО «Укрзализныця» — добровольно, «по собственному желанию» — польский рок-музыкант и экс-глава РКР Cargo Войцех БАЛЧУН. Об этом на заседании правительства сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
«Хочу выразить благодарность за проведенную работу Войцеху Балчуну, который в силу личных обстоятельств вынужден оставить должность руководителя «Укрзализныци», — сказал премьер.
Гройсман не уточнил, какие непреодолимые «личные обстоятельства» появились у пана Балчуна в ночь с 8 на 9 августа. Ведь еще во вторник (8 августа) утром он писал, что находится в Китае, проводит переговоры, и «безусловно и безоговорочно» будет отстаивать интересы «Укрзализныци» и Украины. «К разочарованию многих, я не поддамся на провокации», — закончил свою заметку Балчун, а если точнее, то — один из его помощников, потому что сам менеджер не пишет на украинском (как и русском и английском — по правде — тоже).
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Председатель совета Всеукраинского центра транспортных реформ Владимир НАУМОВ убежден: никакого «внезапного решения» не было. «О том, что он уйдет с должности главы ПАО «Укрзализныця», Балчун знал еще два месяца назад. «После того, как Гройсману на бумаге показали реальную проблему «Укрзализныци». Сегодня ежедневно она не загружает 100000 тонн грузов, а это при тарифе 153 гривни за тонну — 15 миллионов гривен, которые государственное предприятие теряет ежедневно... Тогда в Министерстве экономического развития и торговли впервые заговорили о его публичном отчете», — рассказывает Наумов.
На сайте МЭРТ сообщение с заглавием «В ближайшие недели ожидается отчет правления и наблюдательного совета «Укрзализныци» датируется 10.25 утра 7 июня 2016 года.
Наумов допускает, что Балчуна отпустили так — без отчета, — чтобы сохранить у руля «Укрзализныци», а следовательно — соблюдение избранного курса, по которому ее вели, — первого заместителя министра транспорта и инфраструктуры, главу наблюдательного совета ПАТ «Укрзализныця» Евгения Кравцова, который, как планировалось, должен был отчитываться вместе с Балчуном за год работы на железной дороге. Потому что если то, что мы не можем «посадить европейца», «свои» еще смогут понять и «простить», то как объяснить, почему одному «нашему» можно все и без правил, а другим — требования по прозрачности, соблюдение законов, постановлений, выполнение планов — трудно.
К слову, министр инфраструктуры Владимир Омелян 30 января 2017 года сообщил, что сделал представление на увольнение своего первого заместителя Евгения Кравцова в Кабинет Министров. Но уволили Кравцова только вчера. «Я счастлив сегодня по двум причинам: произошло увольнение Балчуна и увольнение моего первого зама Кравцова», — заявил вчера в комментарии журналистам Омелян. Хотя странное «счастье» у министра. Ведь правительство вчера таки поставило Кравцова и.о. председателем «Укрзализныци».
«Только что было принято решение правительства удовлетворить заявление пана Балчуна. Я был назначен и.о. главы «Укрзализныци». Я прекрасно понимаю, какая это большая ответственность, насколько это сложная задача. Это был сложный год для пана Балчуна, но есть позитивные изменения в компании. За это время компания смогла выйти на позитивный финансовый баланс. Уже в течение месяца у нас будет аудиторское заключение, которое покажет, какими были результаты работы «Укрзализныци» в течение первого полугодия», — отметил после своего назначения Кравцов.
А вот, по словам председателя совета Всеукраинского центра транспортных реформ, за 15 месяцев в Украине команда Балчуна наработала как минимум 4 эпизода, которые тянут на громкие уголовные дела. Первый — премии, которые Балчун выплачивал себе и членам приведенной им команды. «Чтобы осуществлять такие выплаты, должен был быть подписан специальный дополнительный договор, который бы регламентировал премирование, а этого не было», — говорит эксперт.
В 2016 году он нарушил Постановление Кабинета Министров, когда УЗ переплатила дополнительных налогов поверх финансового плана за 2016 год в размере 4,7 миллиарда гривен. «Это — официальная взятка Кабинету Министров, — говорит Наумов. — Я вообще считаю преступлением показывать прибыль при таком состоянии предприятия, в котором находится УЗ. Весь доход, который она генерирует сейчас, должен был безоговорочно идти на ремонт полотна, обновления подвижного состава, модернизацию и тому подобное. Но нет — Балчун аккумулировал средства на счетах, чтобы показать прибыли, потому что, видите ли, это является одним из требований его контракта — прибыльность УЗ».
Третий — это капитальные инвестиций, которые осуществила команда Балчуна. Один из примеров: они заключили соглашение с Крюковским вагоностроительным заводом и заплатили за 21 пассажирский вагон, хотя по факту получили в том году только 9. «Это — «готовая статья» неэффективного использования финансовых средств государственного предприятия. Подсудное дело. Потому что это практически беспроцентный кредит, предоставленный госпредприятием частной компании», — объясняет Наумов.
Четвертое — государственная измена. УЗ — это режимный объект в воюющем государстве. Ни для кого не секрет, что железная дорога обслуживает спецперевозки для наших вооруженных сил. А ее возглавил иностранец, который не имеет права допуска к государственной тайне. И таких — без права допуска, — отмечает Наумов — в правлении большая половина. «Еще в прошлом году мы во Всеукраинском центре транспортных реформ публиковали письма, которые СБУ и Генпрокуратура посылали премьер-министру Владимиру Гройсману. В них сообщалось, что выявленные факты «слива» информации из УЗ», — рассказывает Наумов.
Но страшнее всего, по словам эксперта, — это стремительное ухудшение показателей безопасности движения на «Укрзализныце». В 2017 году они упали катастрофически. «Каждый из украинцев сам видел в СМИ, сколько у нас за последний год случилось ДТП на железной дороге. Сколько было столкновений, схождений с рельсов...» — комментирует Наумов.
«И после этого Гройсман «благодарит за работу» и выражает надежду, что Бальчун будет советником. Как он еще грамоту или орден ему не вручил», — возмущается эксперт.
По словам Наумова, «поляк давно ничего сам не решал». И появился он здесь неспроста. Перед ним, говорит эксперт, была поставлена одна задача — «подготовка «Укрзализныци» к приватизации. Наумов, ссылаясь на личный разговор с экс-министром экономики Айваресом Абрамавичусом, утверждает, что именно литовец привел Бальчуна в Украину (хотя Наумов согласился на замечание «Дня», что Абрамавичус — сам иностранец, тоже появившийся в Украине с «чьей-то подачи», поэтому не мог единолично решать такие вопросы). Но в качестве аргумента того, что Бальчун был «консервой», эксперт привел такой интересный факт, что из всех иностранцев, подававшихся на конкурс, у одного Бальчуна презентация была на «чисто украинском языке» (которым, как известно, сам Бальчун не владеет). За роль «ширмы» Бальчун получил приличную компенсацию. По официальным данным, польский «реформатор» официально ежемесячно получал 461 тысячу гривен заработной платы. За 15 месяцев — это почти 6,915 миллиона гривен. И это не учитывая безлимитной банковской карты от УЗ на покрытие так называемых «представительских расходов» — гостиницы, билеты на самолеты, поезда, аренда автомобиля, рестораны и тому подобное.
Прогноз Наумова: если в ближайшее время правительство не заведет в УЗ реальную профессиональную управленческую команду — глубокой осенью «будет очень тяжело». «Тяги» в достаточном количестве нет, полотно изношено и не ремонтируется, схождения с рельсов уже в этом году были колоссальные, кадровый голод катастрофический — по всем железным дорогам только простых «проходчиков», проверяющих состояние полотна, — 2,5 тысячи вакансий», — рассказывает эксперт.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ВОЙЦЕХА БАЛЧУНА
Войцех Балчун — гражданин Польши. Окончил Силезский университет в Катовице по специальности «политология». Имеет степень МВА Роттердамской школы менеджмента.
Первое место работы — газета Trybuna Slaska,, где он работал директором по продажам. Со временем Бальчун пересел в кресло директора по маркетингу в польской почтовой компании Poczta Polskiej S.A. Также он занимал руководящие должности в банке PKO Bank Polski.
Самой успешной в карьере Войцеха Балчуна стала должность руководителя компании по грузовым перевозкам польской железной дороги PKP Саrgо. Проведя реструктуризацию, ему удалось за пять лет почти из банкрота вывести компанию в плюс. В 2012 году чистая прибыль PKP Саrgо составила более $95 млн. Компания стала второй в Евросоюзе по грузооборотам. За выдающиеся управленческие достижения Балчун получил множество наград. Он не раз входил в список топових антикризисных менеджеров Польши.
Реформы Балчуна не для всех были приятными. В результате реструктуризации, штат PKP Саrgо пришлось сократить вдвое. 22 тысячи сотрудников потеряли работу. Однако все происходило довольно спокойно. Удалось даже избежать массовых протестов польских профсоюзов.
В начале 2013 года Балчун объявил о своей отставке из PKP Саrgо, что было большой неожиданностью. РКР собиралась выходить на биржу, что должно было стать его триумфом. СМИ писали, что основной причиной был конфликт между Балчуном и президентом группы РКР Якубом Карновским. Было и падение показателей польской железной дороги, что привело к торможению инвестиций.
Балчун же заявил, что покидает железную дорогу ради карьеры рок-музыканта. Группу Chemia он создал еще в 2007 году. Был там гитаристом. В течение некоторого времени ему удавалось совмещать деятельность менеджера и творчество музыканта. С 2010 года группа активно гастролировала по Польше, играла на фестивалях в Германии, США, Канаде.
Некоторых клипы группы неоднократно критиковали. В частности, из-за чрезмерного присутствие в них алкоголя и обнаженных женщин. Одно из видео Chemia за нарушение правил сервиса даже удалил YouTube.
Со временем Войцех Балчун частично вернулся к менеджерской карьере. Он возглавил наблюдательный совет польских авиалиний LOT. Но в октябре 2015 года уволился и от этой должности. Он заявил, что все же хочет окончательно сосредоточиться на музыке.
Однако в середине апреля 2016-го стало известно, что Балчун — победитель конкурса на руководителя ПАО «Укрзализныця».