Российский «Газпром» готов продолжить действующий транзитный контракт или же заключить новый договор на транспортировку «голубого топлива» через украинскую ГТС на один год. Впрочем, только при условии отказа обеих сторон от всех взаимных претензий в международном арбитраже и прекращении всех судебных разбирательств. Как сообщила пресс-служба российского газового монополиста, соответствующее предложение «Газпром» направил «Нафтогазу» в понедельник.
«Необходимыми условиями продолжения действующего контракта или заключения нового договора являются отказ обеих сторон от всех взаимных претензий в международном арбитраже и прекращение всех судебных разбирательств; отмена решения Антимонопольного комитета Украины о наложении на «Газпром» штрафа за якобы «нарушение экономической конкуренции»; отозвание ходатайства «Нафтогаза України» об инициировании Европейской комиссией расследования против «Газпрома», — отмечено в сообщении российской компании.
Кроме того, «Газпром» ожидает также предложения Украины относительно готовности покупать российский газ непосредственно с 2020 года.
В «Нафтогазе» обращение россиян подтвердили. При этом отметили, что получили предложение по факсу — уже устаревшему средству коммуникации. «Внимательно его изучим и предоставим конструктивный ответ в ближайшее время. Украина будет надежным партнером для Европы по транзиту газа в полном соответствии с европейскими правилами», — написал на своей странице в «Фейсбук» исполнительный директор Группы «Нафтогаз» Юрий ВИТРЕНКО.
А министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель ответил так: «Для Украины предложение «Газпрома» является неприемлемым, с учетом того, что нужно отказаться от арбитражей и подписать договор всего на один год о пользовании украинской газотранспортной системой. На сегодня у нас рекордные запасы как газа в подземных хранилищах, так и угля на складах тепловых электростанций. Это значит, что даже без транзита Украина не замерзнет».
Предложение россиян простить им долги перед этим раскритиковали и в «Нафтогазе». Там отмечали: Украина не отказывалась покупать газ у «Газпрома» по справедливым рыночным ценам. Ситуация здесь диаметрально противоположная — это «Газпром» отказывается выполнять свои обязательства по действующему контракту.
«Нам предлагают вернуться к прямым поставкам газа из России, при этом обещают цену, меньше на 25%, чем мы имеем в настоящий момент из Европы. По действующему контракту мы уже имеем право покупать российский газ по цене немецкого хаба. «Газпром» отказывается выполнять это положение контракта. Мы уже давно убедились, что ничто не обходится Украине так дорого, как дешевый российский газ. — напоминает глава правления НАК «Нафтогаз України» Андрей КОБОЛЕВ. — Мы готовы к конструктивному сотрудничеству для продолжения транзита, но будем и в дальнейшем настойчиво и эффективно защищать как национальные интересы, так и интересы «Нафтогаза».
При этом «Газпром» призывает «Нафтогаз» отказаться от судебных претензий, но сам опять первым инициирует рассмотрение дела в Стокгольмском арбитраже.
«Нафтогаз» не подавал новые иски против «Газпрома». Мы защищаемся в арбитраже и судах против исков, поданных против нас «Газпромом». Защищаемся успешно в настоящий момент и в дальнейшем будем добросовестно отстаивать интересы украинского государства. Российская сторона предлагает «Нафтогазу» «обнулить» почти три миллиарда долларов по Стокгольмскому решению и отказаться от иска еще на 12 миллиардов. К тому же АМКУ предлагается отказаться от штрафа на почти семь миллиардов долларов. Вместе — 22 миллиарда долларов — «понять и простить». Ищу и не нахожу в озвученных в медиа предложениях встречные шаги России на адекватные суммы. Разве так выглядит «обнуление» взаимных претензий?» — писал на своей фейсбук-странице Андрей Коболев.
Наличие открытых споров между «Газпромом» и «Нафтогазом, а также отсутствие между нами контракта на поставки газа с 2020 года являются надуманными проблемами для заключения нового контракта на транзит газа, уверен и Юрий Витренко.
«Хотя бы потому, что новый контракт заключается не «Нафтогазом», а отделенным от «Нафтогаза» оператором газотранспортной системы, — считает он. — Это и является следствием «анбандлинга», о котором все говорят. То есть если «Газпром» и политическое руководство России действительно хотят начать отношения по транзиту с чистого листа, то контракт с отделенным оператором — это именно такой вариант».
Однако контракт имеет смысл лишь тогда, когда другая сторона выполняет свои контрактные обязательства, напоминает Витренко. «Предметом рассмотрения как предыдущего Стокгольмского арбитража, так и нового Стокгольмского арбитража является как раз невыполнение «Газпромом» своих контрактных обязательств. Вынуждать нас отказаться от получения компенсации за невыполнение «Газпромом» своих контрактных обязательств в обмен на новый контракт значит освободить «Газпром» от любых обязательств как по текущимиконтрактам, так и по новым контрактами Каковы тогда гарантии того, что мы получим то, о чем договорились?» — спрашивает исполнительный директор группы «Нафтогаз».
3 млрд дол., которые «Газпром» нам в настоящее время должен, — это большая сумма для страны, напоминает специалист. «Не понимаю, какой украинец может простить 3 млрд дол. «Газпрома» в такой ситуации. И если мы пойдем на уступки, скажем: вы нам ничего не должны, то проиграем. В Стокгольмском арбитраже мы доказали, что они должны транспортировать 110 млрд кубов в год. Если мы откажемся — простим 3 млрд дол. и даже не получаем ничего взамен. Они достроят «Северный поток-2», транзит через Украину будет нулевым, и они скажут: вы же согласились с тем, что контракт не содержит никаких обязательств с нашей стороны. Даже с точки зрения здравого смысла, не говоря уже о коммерческой логике, отказываться от 3 млрд дол. и забывать об их обязательствах по объемам транзита не имеет никакого смысла», — настаивает Юрий Витренко.
Напомним, что попытку надавить на Украину и заставить простить миллиардные долги «Газпром» делает не в первый раз. Но Киев занял крепкую оборону: в подземные хранилища до зимы закачали рекордные объемы газа — свыше 21 млрд кубометров. А ГТС в пределах анбандлинга «Нафтогаза» переходит в управление независимого оператора — по европейским стандартам. И именно с новым оператором «Газпром» должен был бы подписывать новое долгосрочное соглашение — также по европейским рыночным правилам. Это соответствует украинским интересам — чтобы наша ГТС не лишилась своего транзитного статуса и в дальнейшем транспортировала российский газ в Европу, а не потеряла весь объем после запуска «Северного потока 2». Но россияне упрямо хотят продолжить транзит через Украину лишь на один год — как раз, чтобы успеть достроить обходной морской трубопровод и окончательно остановить транспортировку через украинскую ГТС.