Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Послезавтра наступило вчера

19 сентября, 2007 - 19:16
ДМИТРИЙ АНДРИЕВСКИЙ

Если бы среди номинаций главной мировой кинопремии — «Оскар», была номинация за научное предвидение, то фильм «Послезавтра» Роланда Эммериха, вышедший на экраны в 2004 году, получил бы высшую награду. Так же, как в картине Эммериха, в жизни происходят метеоклиматические катаклизмы. Растаяла тысячелетиями существовавшая снеговая шапка Килиманджаро, на Северном полюсе планеты — открытая вода, в Южной Африке выпадает снег, на Британских островах — невиданное наводнение, Европа страдает от африканской жары…

Мы живем в Киеве. Как на нем отразятся глобальные изменения? Ведь Киев — не Сингапур, Лос-Анджелес, Рим, Афины или Баку, изначально приспособленные к жаркому климату. В ХIХ веке город на Днепре с мягким климатом и умеренной влажностью был местом летнего отдыха знати и чиновничества Российской империи. В наше время климат столицы Украины иной. Его изменения спровоцированы рукотворным образом — строительством каскада днепровских ГЭС, созданием Киевского и Каневского водохранилищ. Это резко повысило влажность и превратило ласковое тепло умеренных широт во влажную жару. Усугубленная парниковым эффектом, она подобна экваториальному зною. Глобальное потепление грозит ликвидировать остатки киевских курортов. Пуща- Водица, Лесная Буча, Ворзель, Конча-Заспа становятся частями мегаполиса, перенасыщаются автотранспортом с сопутствующими выбросами в атмосферу углекислоты, тепла и вредных примесей. Активно намываются все новые и новые территории под застройку, изменяется естественное русло Днепра, разбалансируется сложившаяся экосистема…

Перед городом встают такие проблемы, которых совсем недавно никто не мог даже предположить. И решать их нужно уже сегодня.

В столице все больше увлекаются высотным строительством за счет городской зеленой зоны. В планах градостроительного совета — 50—70 этажные высотки в районе Телички и Шулявки, Дорогожичей и Петровки, на Лыбидской и Севастопольской площадях, Протасовом Яру, Осокорках и Рыбальском полуострове. Шесть 150 этажных небоскребовпланируется разместить на въездных магистралях в Киев. Столь бурное высотное строительство превратит киевские улицы в каменные фиорды, где жара в летний сезон будет усиливаться за счет вторичных источников — домов, раскаляющихся на солнечном зное днем и отдающих свое тепло ночью. Для такого города понятие «ночная прохлада» станет весьма условным. А ведь при наличии правильно размещаемых зон зеленых насаждений тепловой поток переводится в испарение, что снижает температурный эффект в жаркий период. По исследовааниям ученых, территория с испаряющей поверхностью зеленой зоны, составляющей не менее 50%, приводит к снижению температуры воздуха с 35° до 26 °С. Поэтому уничтожение зеленых зон влечет за собой увеличение пиковых температурных нагрузок на жителей столицы. А сколько подобных решений принято за последнее время Киевсоветом! Достаточно вспомнить 91,6 га урочищ Покал и Бычок, входящих в ландшафтный парк Голосеевский, которые были выставлены на продажу «для строительства и эксплуатации офисно-жилищного комплекса с готелем, предприятиями общественного питания и паркингами». Общая площадь зеленых зон Киева, «распределенная» с начала этого года, превышает 500 гектаров…

Нужно еще раз подумать о судьбе киевских хрущевок. Для их обитателей последствия усиления жары более ощутимы, нежели для жителей современных комфортабельных квартир. Но и тем, и другим комфорт внутри квартир не в состоянии компенсировать дискомфорт внешней среды. Путь от порога дома до порога офиса или заводской проходной должен быть комфортным для всех жителей столицы. Улицы и общественный транспорт — индикатор такой комфортности.

В столице резко возрастает количество автотранспорта, причем, с большим объемом двигателя. Цена увлечения высокообъемными двигателями — увеличение вредных выбросов. Такие автомобили — редкость на улицах европейских столиц. Преобладают там машины смарт-класса. В Риме, например, часть транспорта, обслуживающего туристов, перевели на электричество. У нас же электротранспорт уничтожается, чтобы освободить место автомобилям, двигатели которых используют топливо сомнительного качества. В то время когда в ЕС речь идет о переходе на стандарт Евро 5, в Украине с 2008 года будет введен лишь Евро 3, ароссийские компании продолжат выпускать и завозить топливо еще более низких стандартов.

Глобальное потепление обнажает целый ряд вопросов, поиски ответов на которые необходимо начинать еще вчера, чтобы завтра не было поздно. Вот лишь некоторые из проблем, требующих немедленного решения.

Как поведут себя киевские кручи в условиях увеличения строительной и транспортной нагрузки на них, параллельно с глубоким прогревом грунта и уменьшающейся площадью зеленых насаждений? Как известно, повышение температуры грунтов снижает их несущую способность. Увеличение количества транспорта усиливает вибрацию зданий, которая, в свою очередь, провоцирует оползневые процессы.

Каковы дополнительные потребности в энергопотреблении мегаполиса с учетом резко возрастающих расходов? Уже сегодня Киевэнерго затрудняется предоставить технические условия на подключение к столичным энергосетям на 60% территории столицы. Если такая динамика сохранится, то к 2012 году проблемы с подключением к энергосетям будут на 95% территории Киева.

Каким должно стать покрытие городских улиц, чтобы выдерживать возрастающую транспортную нагрузку в условиях высоких температур?

Высокие температуры летом отнюдь не означают, что зима станет теплее и мягче, подобно европейской. Может быть даже, наоборот, экстремально высокие температуры летом природа будет компенсировать экстремально низкими температурами зимой. Позапрошлая зима была именно такой. Что будет с осадками? Они могут локально выпадать в нерасчетных количествах на определенной территории города, так, что ливневая канализация будет не в состоянии справиться с их отводом. Кстати, ситуация с канализационными коллекторами в столице очень напоминает ситуацию с энергосетями. Нынешняя администрация не вкладывает средства в перспективное планирование. Городские коммуникации находятся в критическом состоянии. Инженерная подготовка территорий часто не соответствует потребностям бурного строительства. К новостройкам подчас невозможно подвести коммуникации, так как городские земли «распределены» властью в частные руки. Как следствие — возникают проблемы с подачей воды и отводом стоков. Город находится на пороге системного кризиса, и предупредить его можно только четкими, профессиональными, ответственными действиями.

Это далеко не полный перечень вызовов и угроз, перед которыми мы, жители столицы, уже стоим. Политическая суета мешает сосредоточиться. Если не предпринять экстренных мер, наш город может превратиться в смрадный каменный мешок, где дискомфортно будет всем, независимо от политического цвета.

Дмитрий АНДРИЕВСКИЙ, депутат Киевсовета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ