Уже который год Украина добивается признания ее страной с рыночной экономикой и вступления во Всемирную торговую организацию. Пока безрезультатно. То же самое можно сказать о членстве в Евросоюзе. Но стоит ли за это пенять на других? Не стоит ли, по совету баснописца, посмотреть на себя и свои действия?
КТО ДИКТУЕТ ЦЕНУ НА РЫНКЕ?
Как ни прискорбно это признавать, похвалиться Украине относительно развития рыночных отношений пока особо нечем. Пример тому — современная ситуация в горно- металлургическом комплексе.
На мировом рынке складывается благоприятная конъюнктура, цены на продукцию черной металлургии растут, а вместе с ними — и доходы украинских производителей. Но если копнуть поглубже, то можно обнаружить небезынтересные подробности. Сам металлопрокат представляет собой конечное звено во всем производственном процессе ГМК. Однако непосредственное участие в этом процессе принимают также коксохимики и угольщики. Но с ними как раз металлурги и не спешат делиться своими растущими прибылями. Вероятно, потому, что привыкли считать смежные отрасли всего лишь придатками своей собственной. Сами же «смежники» склонны такое мнение не разделять. И действительно, при ближайшем рассмотрении в их правоте несложно убедиться. Ведь как металлургия, так и коксохимия и угольная промышленность имеют свой законченный цикл производства, свой конечный продукт, а соответственно — и полное право самостоятельно определять собственную маркетинговую политику в бурлящем море отечественной экономики. Особенно, если эта экономика все же претендует на статус рыночной. А вот с этим уже — большая проблема. Все дело в том, что в нынешней государственной политике Украины определяющими все еще являются не национальные интересы, а интересы конкретных финансово-промышленных групп. И под давлением этих групп государство частенько прибегает к таким методам регулирования экономических отношений в стране, которые слабо сочетаются с принципами рынка. Вот и металлургическое лобби решило прибегнуть к такому давлению, дабы удовлетворить свои узкокорпоративные интересы. Металлурги забросали руководство страны жалобами на якобы неправомерные действия коксохимиков по формированию цены на кокс. Дошли даже до Президента. Глава державы внял мольбам и поручил правительству разобраться и стабилизировать ценовую ситуацию. В результате 29 апреля сего года увидели свет ряд постановлений Кабинета министров, которыми, с одной стороны, вводится практика утверждения предельных цен на реализуемый на внутреннем рынке кокс, а с другой — ограничивается его экспорт путем лицензирования всех экспортных контрактов.
ДЕФИЦИТ, КОТОРОГО НЕТ!
Впрочем, досужие рассуждения о сущности рынка — вещь абстрактная, а вот вред от реализации принятых документов может оказаться очень даже конкретным. Относительно цен даже и говорить не приходится. Их динамика должна определяться исключительно законом спроса и предложения, а никак не административным давлением. Между тем, беспокойство металлургов кажется сильно преувеличенным. В период с 2002 по 2004 год обеспеченность металлургических предприятий коксом украинского производства увеличилась с 92,9% до 97,7%. Доля же импортного сегодня составляет чуть более 2%. В этой связи закрадывается подозрение, что металлургическое лобби руководствуется вовсе не беспокойством по поводу дефицита отечественного кокса, а тривиальным стремлением обеспечить себя дешевым сырьем путем введения фиксированных цен на него. И это при том, что уже сегодня коксохимики, идя навстречу пожеланиям все тех же металлургов, реализуют кокс на внутреннем рынке по цене 210 — 215 долларов за тонну, чем по сути дотируют металлургические предприятия частью своей потенциальной прибыли. Тогда как зарубежные потребители покупают украинский кокс за 275 — 350 долларов.
УКРАИНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ?
Хочется отметить еще один немаловажный момент. Изношенность основных фондов во всех структурных подразделениях ГМК угрожающе высока. Подавляющее большинство металлургических, коксохимических и угольных предприятий требуют срочной модернизации. А для этого необходимы многомиллионные инвестиции, аккумулировать средства для которых очень даже может помочь сегодняшняя благоприятная конъюнктура мирового рынка
В Китае годовой прирост объема производства стали превышает весь объем ее годового производства в Украине. Из-за этого совсем скоро может наступить очередной этап стагнации на мировом рынке металла и, как следствие, снижение его производства в нашей стране. Однако тот же Китай испытывает все возрастающую потребность в импорте кокса. И на этом рынке украинские коксохимики могли бы закрепиться всерьез и надолго. Добровольно отказываться от абсолютно законных и не требующих на сегодня никаких дополнительных вложений прибылей могут только глупцы либо экономические самоубийцы.
И все это на фоне того, что благодаря освоению новых рынков и получению дополнительных средств от реализации своей продукции, украинские коксохимики уже частично провели техническое перевооружение предприятий отрасли, выведя из эксплуатации морально и технически устаревшие основные фонды.
Вновь построены три коксовые батареи, модернизированы системы энергообеспечения и углеподготовки, внедряются системы защиты окружающей среды и безопасности, ведется ремонт транспортных и газовых коммуникаций, на разных этапах находится строительство еще шести батарей. Если в 2000 году объем инвестиций в коксохимическое производство составлял 85 млн. гривен, то в 2003 г. — уже 212 млн. гривен. И всем этому грозит нешуточная опасность в случае реализации вышеупомянутых правительственных постановлений. Если переориентировать на внутренний рынок часть экспортного кокса в размере 77,6 тыс. тонн, что соответствует среднемесячному объему импорта за текущий год, потери коксохимиков составят около 12,3 млн. долларов в месяц, или 147,8 млн. долларов в год. При этом государство никаких дополнительных доходов не получит, так как цены экспортного и импортного кокса равны. Такие огромные потери не позволят коксохимикам продолжить намеченное техническое перевооружение, реализация которого, по данным объединения «Укркокс», потребует 3,6 млрд. гривен. В таком случае о внешних рынках уж точно придется забыть надолго. А когда в очередной раз на рынке металла наступит спад, украинским коксохимикам останется уповать разве что на помощь государства.
Украина на всех уровнях декларирует желание стать членом Всемирной торговой организации. В рамках подготовки к вступлению с рядом стран подписываются двусторонние протоколы по взаимному доступу на рынки товаров и услуг. В этих условиях любые шаги, направленные на ограничение свободного движения товаров и услуг, будут однозначно препятствовать положительному имиджу Украины. И еще. Очень интересно, как будут действовать проталкиваемые сегодня металлургическим лобби нормы в условиях формирования Единого экономического пространства? Или кто-то питает надежды на то, что экспорт в Россию, Казахстан либо Беларусь уже не будет считаться экспортом, а российские коксохимики, с другой стороны, согласятся снизить цены на свою продукцию до уровня, предлагаемого украинскими металлургами?