Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Потеря цвета

Дефицит меди и алюминия создается с использованием «окон» на границе
20 августа, 2004 - 19:56

Украина не богата цветными металлами — небольшие разведанные месторождения требуют колоссальных затрат для обустройства. Даже теоретически деятельность по добыче и обогащению этих металлов невозможно представить в качестве рентабельной. Так что имеющиеся в стране вторичные ресурсы в виде лома цветных металлов нужно и должно рассматривать как единственный реальный источник отечественного стратегического сырья, крайне необходимого промышленности.

Недавно Минпромполитики поддержало инициативу Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины о лицензировании экспорта продукции из цветного металла. Это явилось барьером на пути бесконтрольного вывоза за границу ценного сырья и позволило установить жесткий контроль за ценообразованием, исключило многократное искусственное завышение цен на продукцию из цветного металла (с целью незаконного возмещения НДС).

Однако было бы наивно полагать, что эти и некоторые другие жесткие меры будут достаточными для решения рассматриваемой проблемы. Анализ статистической отчетности по сбору и заготовке цветных металлов за период с 2000 года свидетельствует о существовании объективной тенденции к сокращению объемов цветного лома. Среди причин этого — почти нулевое потребление свежих металлов, а также то, что устаревшее морально и физически оборудование, подлежащее модернизации и замене, используется с многократным превышением ресурса.

Так что Украина, естественно, пока не может согласиться на требование об отмене запрета на экспорт лома цветных металлов, выдвигаемое ей при вступлении в ВТО.

Но его следует постоянно иметь в виду. Ведь понятно, что нынешний уровень использования в нашей стране этого ресурса далек от современных требований.

Поэтому ведущие предприятия украинских отраслей, использующих цветное сырье, проектируют масштабную реконструкцию существующего производства, внедряют новые технологии обработки цветных металлов, позволяющие получать продукцию высокого класса, как с традиционными, так и с новыми потребительскими свойствами. В результате украинская промышленность уже не уступает по качественным показателям зарубежным производителям цветного проката, фасонного литья, бытовых устройств и приборов, заметно потеснив на внутреннем рыке изделия из Китая, Турции и некоторых других стран.

К сожалению, речь идет не обо всех, а лишь об отдельных предприятиях. Остальные, похоже, думают лишь о сегодняшнем дне. Их отличительная черта — примитивные технологии, производство изделий с низкими потребительскими свойствами или таких, которые за рубежом идут прямо на переплавку. Это, собственно, обычный металлолом. А его поставка на самом деле является ни чем иным, как контрабандой.

Ведь вся выгода от таких «изделий» в том, что их выпуск позволяет легко и просто обходить запрет на экспорт. Между тем, предприятие, занимающееся таким «бизнесом», зачастую представляет собой полукустарное производство с технологией конца ХIХ века. И не важно, что построено оно по свежим проектам отечественных институтов, имеющих соответствующие лицензии на проектирование.

За описанную ситуацию во многом ответственно и Минпромполитики, которое в свое время не проявило должной принципиальности и выдало множество лицензий на металлургическую переработку цветных металлов. В лицензиаты наряду с крупными предприятиями попали мелкие производства, имеющие одну-две печи, ранее списанные на крупных предприятиях. Основной недостаток таких производств — неэффективные или полностью отсутствующие системы газоочистки и пылеулавливания, низкий коэффициент извлечения металла из лома, большие удельные затраты энергоресурсов.

Сейчас Минпромполитики пытается исправить ситуацию. Правда, это достаточно сложно. Помогло правительство, введя лицензирование экспорта изделий из цветного металла. Сейчас проводятся дополнительные обследования предприятий, оценка как техники и технологии, так и экономических показателей, анализ ценообразования и соответствия заявленных контрактных цен конъюнктуре рынка и показателям биржевых котировок на аналогичную продукцию. В результате идет массовый отсев экспортеров, не способных работать в свете современных требований и, главное, честно зарабатывать деньги. Из 140 предприятий, получивших ранее лицензии на металлургическую переработку металла, за получением новых лицензий на экспорт обратились лишь 24.

При этом Минпромполитики не устает объяснять экспортерам ситуацию на рынке цветных металлов и адекватные ей действия государственных органов. В первую очередь сегодня необходимо обеспечить внутренние потребности экономики в этой продукции и загрузить мощности углубленной переработки. Одновременно идет работа, направленная на техническое развитие и перевооружение существующих предприятий. Ведь стране необходимо наладить производство более сложных готовых изделий, которые при том же объеме использованного металла дадут гораздо больший экономический эффект.

Но иногда складывается впечатление, что диалог по этому вопросу — разговор глухого с немым. Об этом свидетельствуют многочисленные запросы народных депутатов на имя министра промышленной политики. Их содержание сводится к одному — разрешить, в виде исключения, тому или иному предприятию вывоз цветных металлов. И это в тот период, когда из-за многочисленных нарушений был введен запрет на экспорт цветного лома и прикрывающейся этим ярлыком металлопродукции. Министерство отвечало и будет отвечать жесткими отказами на подобные просьбы.

Характерным примером давления на Минпромполитики (в чем участвует не только депутатский корпус, но и другие властные структуры) может служить «борьба» известного на рынке цветных металлов предприятия СП «Панком- Юн» (Одесса) за возможность экспортировать так называемые «изложницы медные для отливки анодов».

Под видом этих изделий предприятие только за период с августа 2003 года по июль 2004 вывезло из страны около 3500 тонн меди. А до августа прошлого года таким же образом, в нарушение Закона Украины «О металлоломе», экспортировало 4700 тонн медных анодов.

В последнее время экспорт цветных металлов попал еще и под воздействие такого фактора, как «прозрачность границ». Из Луганской области в Ростовскую и Воронежскую области России налажен контрабандный вывоз медного лома. Это делается в обход всех законодательных запретов и, в прямом смысле, в обход таможенных постов, КПП, пограничного контроля. По данным Минпромполитики, в 2003—2004 годах ежемесячно незаконно вывозилось от 500 до 1200 тонн стратегически важного для экономики сырья. Знают ли об этом правоохранительные органы?

Нарушители запрета на вывоз цветных металлов, как правило, еще и загрязняют окружающую среду. Минпромполитики обратило внимание вышеназванного предприятия «Панком-Юн» и контролирующих органов на ряд проблем в охране окружающей среды. По нашим данным, на предприятии должно было скопиться более 150 тонн отходов электролиза в виде сложных химических соединений, несущих серьезную угрозу экологии. Проверкой обнаружено небрежно хранящиеся 20 тонн. Судьба остальных неизвестна. Отреагируют ли, как подобает, Министерство окружающей среды и госуправление экологической безопасности Одесской области? Не время ли изжить порочную практику временных разрешений на хранение подобных отходов и повсеместно добиваться их своевременной и надежной утилизации? Ведь Одесса — это курорт, и его нельзя загрязнять отходами устаревшего нетехнологичного и более чем опасного производства.

Негативное влияние на городскую среду оказывает и электролизное производство Запорожского завода цветных сплавов. Минпромполитики предупредило об этом руководителей предприятия. Сегодня мы обязаны организовывать производство на уровне лучших мировых образцов, одновременно решая и вопросы охраны труда, и экологической безопасности.

Серьезные претензии у министерства к Донецкой, Одесской и Запорожской областным администрациям, к отраслевому Донецкому научно-исследовательскому и проектному институту цветных металлов. Именно в этих регионах переработчики цветного металла упорно нарушают экологические нормы. И ходят упорные слухи, что там любую справку или согласование можно купить за небольшие деньги без надлежащего обследования предприятия. Правда ли это?

Коллективные жалобы жителей Донецка и других промышленных городов об опасном воздействии на здоровье людей пылегазовых выбросов свидетельствуют, в частности, и о бездеятельности служб экологического контроля. Соответствующие обращения относительно ЗАО «Укрсплав», ООО «Донсплав», ООО «Донбасс-Импорт-Экспорт» находятся на рассмотрении в Администрации Президенты и Кабинете Министров.

Павел ШИНКАРЕНКО, директор Департамента горнорудной промышленности, цветной металлургии и вторичных металлов Минпромполитики
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ