В контексте грядущих парламентских выборов перед новым руководством страны предстала классическая дилемма политической необходимости и экономической целесообразности. Однако новая власть, вопреки экономическим законам, пытается идти двумя дорогами одновременно… В июне рост валового внутреннего продукта (ВВП) сократился до критической отметки 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Инфляция всего за полгода достигла 6,4% против правительственного прогноза на год — 9,8%. Это еще раз продемонстрировало разницу между декларациями чиновников и реальной экономической ситуацией.
Макроэкономическая политика нового руководства в первом полугодии вызвала довольно неоднозначные оценки как экономических аналитиков, так и рядовых граждан. После тяжелой изнурительной президентской гонки Виктор Ющенко и его команда получили всего лишь год для реализации запланированных задач. За это время они должны оправдать надежды всех своих сторонников, среди которых представители различных слоев населения Украины, иногда враждебно настроенных друг против друга. Фактор грядущих парламентских выборов обязывает Президента проводить широкую социальную политику, не забывая в то же время про долгосрочную стратегию развития экономики. В силу отмеченных обстоятельств было создано практически два правительства. Первое, направленное на популяризацию новой власти среди рядовых украинцев (бюджетников, пенсионеров, студентов и т.д.) во главе с энергичной и решительной Юлией Тимошенко. Деятельность нынешнего Кабинета Министров, как правило, ограничивается решением текущих экономических задач, поэтому стратегическим видением проблем оно не отличается. К слову, этого от него и не требуется. Второе правительство составляют сам Президент, его Секретариат и СНБО. Именно эти структуры, судя по первому периоду их деятельности, призваны заниматься вопросами стратегического развития Украины. Подобный дуализм исполнительной власти определил и характер экономической политики, что в итоге сказалось на макроэкономических показателях.
Всем известен тот факт, что на темпы роста ВВП решающее влияние оказывают три ключевых фактора: инвестиции, внутренний спрос и внешний спрос. Роста ВВП на 12,1% правительству Виктора Януковича в прошлом году удалось добиться благодаря оптимальному сочетанию этих факторов.
Во-первых, созданные бывшей властью оптимальные условия для развития бизнеса крупнейших отечественных ФПГ и предоставленная им различного рода поддержка, в том числе и в рамках ТПР и СЭЗ, позволяла минимизировать уплаты налогов и направлять сэкономленные средства на модернизацию основных фондов. Так, в первом квартале 2004 года рост инвестиций в основной капитал (по сравнению с 2003 годом) составил 52% и даже под конец года в преддверии бурной политической кампании он удерживался на отметке 20%.
Во-вторых, рост социальных выплат и увеличение средней заработной платы сохраняли позитивную динамику изменения реальных доходов населения, выступая катализатором дальнейшего роста внутреннего спроса. Это в сумме с протекционистской политикой правительства Януковича создало благоприятные условия для развития отечественного товаропроизводителя.
В-третьих, мировая экономическая конъюнктура способствовала расширению экспортных возможностей отечественных компаний. Прежде всего, это касается химической промышленности и горно-металлургического комплекса. К слову, украинский экспорт составляет около 60% всего ВВП, а львиная его доля приходится как раз на эти отрасли.
К тому же рост кредитных портфелей отечественных банков открыл для украинских предприятий дополнительные финансовые источники. В итоге все эти факторы сыграли значительную роль в позитивных достижениях бывшей власти. Однако при всей благоприятной внутри- и внешнеэкономической конъюнктуре, ушедшее в январе 2005 года в отставку правительство Януковича прогнозировало рост ВВП в 2005 году на 6,5% при инфляции 8,7% по сравнению с предыдущим годом. Этот скептицизм был обусловлен несколькими причинами, главная из которых связана с ухудшением ситуации на мировом рынке металла.
Однако новое руководство, желая удержать взятый предыдущей властью темп, пересмотрело прогноз в сторону увеличения — до 8,2% при инфляции 9,8%. Но и это не было пределом. Президент Украины в начале весны говорил даже о 12% роста ВВП. А правительство в качестве приоритетных задач избрало социальные проблемы. И, занимаясь ими, не уделяет должного внимания анализу макроэкономических последствий результатов своей работы.
Перманентные разговоры о ре- и деприватизации, а то и национализации, направленные, по всей видимости, на формирование имиджа Робин Гуда, сократили инвестиции в украинскую экономику до критической отметки. Трудно объяснить такие действия иначе как стремлением получить политические дивиденды перед парламентскими выборами. Весьма сомнительно, чтобы взрослые люди (к тому же министры) не понимали, что такие разговоры пресекают все желания иностранного капитала связываться с отечественной экономикой. Поэтому неудивительно, что за четыре месяца деятельности новой власти приток прямых иностранных инвестиций сократился на 35% и составил всего $314 млн. Для портфельных инвесторов ситуация также не благоприятная. Они готовы вкладывать свои деньги, но в силу низкой культуры корпоративного бизнеса и управления отечественные компании еще не до конца осознали выгоды от размещения своих акций на открытых рынках. Можно смело утверждать, что на данный момент инвестор стоит на границах, ожидая надежных сигналов о том, что с Украиной можно иметь дело. Однако одних заверений Президента о кардинальном изменении самих основ ведения бизнеса для них явно маловато. Скорее всего, инвесторы простоят на границе вплоть до парламентских выборов, когда окончательно станет ясно, с кем они дальше будут иметь дело.
Исполняя взятые на себя предвыборные обещания, правительство сделало довольно серьезный акцент на социальную сферу. Но в мировой практике практическое изменение концепции экономического развития занимает, как правило, десятки лет. Стоит вспомнить классический пример — Швецию, которая двигалась к «демократическому социализму» на протяжении 40 лет. У новой же власти на воплощения всех своих идей всего- то год, поэтому действовать правительство начало немедленно и решительно. В первые дни премьерства Тимошенко законом о внесении изменений в бюджет были отменены все налоговые льготы для ТПР и СЭЗ, параллельно усилилась налоговая нагрузка на средний и малый бизнес.
Полученные дополнительные средства дали возможность развернуть социальные программы. Но изымая значительную часть средств у ВВПобразующих субъектов и направляя их на социальные выплаты, правительство уменьшило тем самым внутренние инвестиции отечественных ФПГ в модернизацию активов. Так, за первый квартал 2005 года рост инвестиций в основной капитал, учитывая иностранный, составил 4,5% по отношению к предыдущему году. В аналогичном периоде 2004-го, как было сказано, подобный рост достиг 52%. Ситуация могла бы стать еще более сложной, но положение спасают относительно дешевые банковские кредиты. Страдая сверхликвидностью, банки сейчас готовы инвестировать деньги в любые здравые проекты. Так, средняя годовая ставка для объектов среднего и малого бизнеса опустилась до 13%. К тому же в Украине наконец-то активизировался рынок долговых бумаг, что позволяет привлекать дополнительные ресурсы.
Нельзя не сказать и о негативной мировой конъюнктуре. Она привела к уменьшению спроса на экспорт украинского ГМК и химии, который, повторяю, составляет львиную долю отечественного ВВП. Украина уже в этом году вынуждена уходить с азиатских рынков. В итоге темпы прироста объемов экспорта и импорта в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. сильно замедлились: с 72,5% и 34,6% до 15,8% и 17,9% соответственно. При этом проводимая Кабмином политика открытых дверей привела к уменьшению позитивного сальдо до 799 млн. гривен (январь— апрель) с 1 512 млн. гривен в аналогичном периоде 2004 года.
Весьма негативно сказалась на темпах роста ВВП дестабилизация рынка нефти и газа. Особенно с учетом огромной энергоемкости отечественных товаров, которая в 4-5 раз больше, чем в цивилизованных странах. В основе конкурентоспособности украинских компаний лежат, прежде всего, стабильные поставки дешевых энергетических ресурсов. Но после повышения цен для металлургических предприятий на концентрат и тарифов на транспортировку железнодорожным транспортом рентабельность их работы приблизилась к нулю, а в некоторых случаях пошла в минус. Так, Мариупольский меткомбинат им. Ильича уже заявил о снижении объемов производства, а Макеевский метзавод и вовсе остановился.
Единственное, что удалось правительству, так это повысить суммарный внутренний спрос. Кабмин добился определенных успехов по каждой категории социально незащищенных и малоимущих граждан. Прямым доказательством роста благосостояния населения служит также перманентный рост депозитов физических лиц. Только за последний июнь они выросли более чем на 1,5 млрд. гривен до 53,4 миллиарда. Следует также отметить, что украинцы после ревальвации доллара в большей степени предпочитают хранить сбережения в национальной валюте. В итоге за январь—апрель номинальные доходы населения выросли на 41,4%, а реальные — почти на 25%.
Однако лимит социальных возможностей государства был исчерпан еще предыдущим правительством, поэтому, дабы удержать платежеспособность национальной валюты, новые выплаты должны были покрываться ростом ВВП. Однако он не выдерживает никакого сравнения с прошлогодним и почти в два раза меньше против запланированного — всего лишь 4,7%. Динамика предложения товаров и услуг так называемой первой необходимости также выглядит достаточно скромно. Для обеспечения достаточного предложения Кабмин открыл границы для импортеров, а проведенная Нацбанком ревальвация гривни на 2,7 % послужила дополнительным импульсом для привлечения иностранной продукции. Таким образом, с помощью перераспределения ВВП и усиления статей импорта, компенсирующего недостаточный рост внутренней продукции, правительство Тимошенко обеспечило рост благосостояния наименее зажиточных граждан Украины, а таких, по подсчетам специалистов, около 74%. Но именно они выступают электоральной базой оппозиционных сил, так что плоды своих усилий правительство надеется собрать весной. К сожалению, будет ли хороший урожай, еще неизвестно.
Неадекватные социальной политике темпы роста ВВП послужили катализатором новой волны инфляции. Правда, Минфин смотрит на ситуацию довольно оптимистично. По его мнению, показатель инфляции по итогам года будет в запланированных рамках (в пределах 9,8%). Но эксперты склонны прогнозировать куда более пессимистический сценарий. Так, по данным межгосударственного комитета статистики СНГ, ее уровень только в январе—июне текущего года составил в Украине 14%. Средние цены продажи аграрной продукции сельхозпредприятиями в январе—июне по сравнению с январем—апрелем 2004 г. выросли на 4,2%. При этом рост цен на продукцию животноводства составил 38%, а на сахар — 32%. Значительный рост инфляции дали также промтовары и энергоносители.
Однако Тимошенко считает, что замедление темпов роста реального ВВП является реакцией экономики на работу прежнего правительства, тогда как программы нового правительства приведут к ускорению ВВП только через некоторое время. Этот тезис подтверждает и директор департамента экономической и социальной политики Минэкономики Вадим Пищейко. Весной он прогнозировал, что темпы роста ВВП в Украине ускорятся в июне и мотивировал свой неоправдавшийся прогноз тем, что в текущем году рост в АПК будет выше, чем в предыдущем. И все же правительство не намерено пересматривать прогноз развития экономики, хотя динамика роста ВВП ниже базовых ожиданий.
Однако для развития стратегических отраслей Украине необходимы значительные средства, а их, как уже было сказано, направили на улучшение социальных программ. Несомненно, все деньги, которые сейчас пошли населению, должны будут в будущем изменить макроэкономическую структуру экономики. Безусловно, это позитивный импульс для отраслей, работающих на внутренний рынок: пищевой и легкой промышленности и в какой-то степени для машиностроения. Именно они должны бы стать локомотивами экономического развития в этом году. Однако их доля в ВВП является довольно скромной и серьезно повлиять на его рост они не в состоянии. В ситуации, когда внутренние финансовые ресурсы полностью направлены на удовлетворение текущих потребностей, единственной возможностью развивать параллельно со внутренним рынком и стратегические отрасли является привлечения зарубежных инвестиций. Однако, как отмечалось выше, их объем значительно ниже минимальных потребностей страны.
Как ни странно, большинство западных и отечественных экспертов настроены весьма оптимистично. Так глава представительства Всемирного банка в Украине Душан Вуйович заявил, что рост валового внутреннего продукта в Украине по итогам 2005 года составит около 6—7%. Директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Пол Бермингем также весьма позитивно оценивает действия новой украинской власти. По его мнению, бюджет Украины постепенно будет переходить от социальной направленности в сторону увеличения инвестиционной составляющей. Можно надеяться, что украинское руководство прислушается к советам специалистов и начнет беспокоиться также и о завтрашнем дне.