Сегодня наша страна, к сожалению, почти неизвестна в мире. В ходе ряда исследований имиджа нашей страны за рубежом, которые проводились на протяжении восьми лет, выяснилось, что Украина для жителей других стран — это малоизвестная и маловлиятельная европейская страна с уникальной кухней, а также с красивыми женщинами и... дешевыми проститутками.
А ведь имидж страны как ничто иное влияет на распределение инвестиционных ресурсов. «Тема имиджа Украины непосредственно касается конкуренции стран мира, которые состязаются за инвестиционные, туристические, эмиграционные потоки», — говорит вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью и официальный представитель Украины в Международной ассоциации по связям с общественностью Денис Богуш. Соответственно, мало кто рискнет инвестировать в Украину, если исследования показывают, что нашу страну если и знают, то с негативной стороны. Ее характеризируют как политически нестабильную, кризисную страну, небезопасную из-за Чернобыльской аварии. Опрошенные иностранцы также отмечают, что в Украине высокие инвестиционные риски и коррупция во всех органах власти. А жители других стран удивляются, сколько можно информировать их о политических проблемах Украины, ведь людям куда интереснее узнать, что в нашей стране нового в области культуры, куда можно приехать отдохнуть и тому подобное.
Какие действия предпринимают наши власти для того, чтобы сделать страну более привлекательной? Судя по тем же опросам, они просто распространяют негативную политическую информацию, которая чернит всю страну. А для позитивной рекламы Украины выделили на этот год всего пять тысяч долларов, подсчитали эксперты, которые собрали по этому поводу целый круглый стол. Сумма просто смешная, если сравнить ее с теми, которые выделяют на свой пиар другие государства. Например, ежегодно на улучшение своего имиджа Россия тратит около 300 миллионов долларов. В США на это идет полтора миллиарда долларов. «Если говорить о Китае, то эта страна запланировала на этот год 6,6 миллиарда долларов на имидж», — рассказывает Богуш. И все эти деньги — из госбюджета, а не от частных лиц или по грантам.
Негативную репутацию страны, похоже, никто и не собирается исправлять. «В Киеве вы видите на билдбордах рекламу Египта, Кипра и Турции, — отмечает Богуш. — То есть эти страны определили, что украинский турист для них важен, ведь он оставит там определенную сумму денег». Нашей стране тоже не помешала бы такая реклама, но выделенных денег, сетуют эксперты, хватит разве что на 10 билдбордов и больше ни на что. А для того, чтобы их разместить, сначала нужно провести исследование и определить, в каких странах такая реклама будет эффективной.
Но, с другой стороны, — как можно выделять солидные деньги, если в Украине не существует государственной стратегии улучшения собственного имиджа — задаются вопросом специалисты. Они предлагают свои варианты «раскрутки» страны. Например, президент Европейской ассоциации украинцев Алексей Толкачов предлагает использовать для рекламы страны украинцев, которые живут за границей. Многие из них совсем не против рекламировать Украину, но активистов некому скоординировать.
Однако такие способы популяризации страны в мире директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала называет аматорством. По его мнению, стране нужно готовить специальных «агентов влияния», которые бы на профессиональном уровне внедряли стратегию развития имиджа страны. Но воплощение таких идей, естественно, требует целой государственной стратегии, а Украина пока даже своего логотипа не имеет. Ну и главная проблема — на все это нужно серьезное финансирование из госбюджета.
В конце концов, есть шанс, что символом Украины будет Евро-2012. Но футбольный чемпионат даст возможность улучшить национальный имидж только среди европейских стран, при этом Китай или страны Африки ничего нового об Украине не узнают, уверен директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. А Денис Богуш напоминает: «Мы должны понимать, что ни НАТО, ни Россия, ни Евросоюз столько не сделает для Украины, сколько она сама сделает для себя».