Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Появились мотивы вести легально бизнес?

Министерство экономического развития отчитывается о самом низком за последние 10 лет уровне «теневой» экономики
13 февраля, 2019 - 10:33

В январе—сентябре 2018 года уровень теневой экономики составлял 32% от официального ВВП. Об этом сообщается в отчете Министерства экономического развития и торговли.

Это самый низкий уровень за последние 10 лет, и на 1 процентный пункт меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

В опубликованном министерством отчете отмечается: этому процессу способствует сразу ряд факторов, среди которых сохранение макроэкономической стабильности, рост доходов населения и «укрепление инвестиционной составляющей экономического роста» на фоне позитивных ожиданий бизнеса. В ведомстве добавляют: динамика детенизации могла быть и лучше, если бы не «нерешенные проблемы», которые негативно отражаются на развитии экономики в целом. Среди них упоминается и «наличие неподконтрольных власти территорий, созданных в ходе военной агрессии на территории страны».

Но, несмотря на это, согласно документу, позитивная тенденция сохраняется в течение нескольких лет. С 2014 года, когда часть теневой экономики достигала наибольшего за последние годы значения — 43 процента от ВВП — она постепенно уменьшалась ежегодно, потеряв на сегодня почти 10 процентов от «кризисного» показателя.

Зато «внешние оценки» украинской экономики не столь оптимистичны. Проведенное для Международного валютного фонда исследование экономистов Леандро Медины из африканского департамента МВФ и Фридриха Шнайдера из Университета Кеплера в Линце свидетельствует: ситуация с экономической «тенью» в Украине достаточно тревожна не только по сравнению с соседними странами, но и в целом в мире.

В отчете, который был опубликован на сайте МВФ в этом году, отмечается, что в период с 1991 по 2015 год украинский теневой сектор в среднем составлял 44,8 процента, а по состоянию на 2015 год, который пока является последним отчетным периодом, он достигал показателя в 42,9 процента. Также документ свидетельствует, что в 2015 году даже такие страны, как Российская Федерация и Молдова, имели меньший размер теневого сектора, чем Украина — 33,7 и 39,7 процента соответственно.

Разница со странами ЕС, даже на его восточных границах, еще более разительная. Так, в Польше, Литве и Латвии этот показатель составлял менее 17 процентов. Лидеры же рейтинга, такие как Швейцария и Соединенные Штаты, имеют всего лишь по семь процентов экономики в «тени». В то же время Украина намного ближе к Либерии и Сальвадору с показателями в 43,7 и 42,6 процента.

В комментарии для украинской редакции «Немецкой Волны» экономист Международного центра перспективных исследований Василь ПОВОРОЗНИК отмечает, что основания говорить об определенных успехах детенизации украинской экономики действительно есть. Речь, прежде всего, о макроэкономических причинах этого процесса. «Это финансовая стабилизация, определенный рост ВВП, относительно стабильная инфляция», — цитирует эксперта издание. Поворозник напоминает, что субъекты экономических отношений склонны использовать переход в «тень» в периоды экономической нестабильности. Поскольку сейчас экономика Украины стабилизировалась, это привело к возвращению в легальное поле тех, кто использовал теневой сектор для минимизации рисков.

Впрочем, базовые проблемы, которые вынуждают украинских предпринимателей оставаться в тени, так и не были решены, добавляет Поворозник. По его словам, до сих пор не произошли существенные изменения в системе администрирования налогов, отсутствует надлежащее побуждение к выполнению предприятиями налоговых обязательств. Изменения в регуляторной среде, которые происходят после 2014 года, имеют неудовлетворительные темпы, которые, в придачу, только снижаются со временем, добавляет эксперт. «Появились ли мотивы вести легально бизнес? Тех изменений, которые были, для этого недостаточно», — подытоживает эксперт, объясняя поразительную разницу с теневым сектором других стран.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ