Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Правильные амбиции или популизм?

9 июня, 2010 - 20:40

Страна активно обсуждает предложенную Президентом программу экономических реформ. Напомним, целью последней является вхождение нашего государства в течение 10 лет в двадцатку наиболее экономически развитых стран мира и приведение уровня жизни граждан к европейским стандартам.

«День» предлагает читателям детальные экспертные оценки программы экономического развития и нынешней экономической ситуации в стране. В частности, своими замечаниями с нами поделились экс-министр экономики, председатель Совета по изучению продуктивных сил Украины НАНУ Богдан ДАНИЛИШИН и член Комитета по экономическим реформам, директор Национального института стратегических исследований Андрей ЕРМОЛАЕВ.

 

Богдан ДАНИЛИШИН: Рост ВВП надо закладывать не на уровне 3,7%, а минимум — на 15—17% в годовом измерении

— Как вы считаете, стремление войти в двадцатку наиболее развитых стран — амбициозный проект Украины? Как вы оцениваете реальность его реализации?

— Он довольно прогрессивен, но мы должны учитывать те реалии, в которых мы сейчас находимся. В первую очередь — это состояние развития экономики. И, вообще, готовность страны войти в двадцатку.

Но в целом представленная программа экономических реформ Украины — не что иное, как попытка нынешней власти показать видимость работы по реформированию отдельных секторов национального хозяйства.

Конечно, этап, на котором находится Украина сейчас, чрезвычайно дискуссионен. В частности, с точки зрения места государства в определенных рейтингах развития. К примеру, по данным Форума о глобальной конкурентоспособности, Украина занимает лишь 82 место среди 130 стран, уступая Литве, России, Казахстану.

Для нас остаются актуальными проблемы эффективности использования государственного бюджета — 114 место в мировом рейтинге, бремя государственного регулирования — 108 место. Отрицательную оценку мы имеем сегодня и в развитии товарных рынков, усовершенствовании бизнеса, макроэкономической стабильности, прозрачности принятия правительственных решений, доверия общества к политикам и т.д.

Поэтому так просто говорить, что мы сможем преодолеть за 10 или 15 лет все существующие у нас отставания, неправильно.

— Тогда что нужно делать, чтобы все-таки преодолеть эти «отставания»?

— Для того чтобы войти в двадцатку наиболее развитых стран мира, необходимо сначала как минимум войти в первую двадцатку по критерию совершенства условий ведения бизнеса. Для этого нужно привести к стандартам, которые признаны базовыми условиями конкурентоспособности, такие сферы как государственное управление, налоговая система, эффективность рынка труда и образования и профессиональной подготовки и т.д.

Пока что реформы серьезно обсуждают только политические проблемы и проблемы налогообложения. Причем вопреки задекларированным установкам реформирования выполнение налоговых норм осуществляется с углублением только репрессивных инструментов.

Декларировать намерения можно хорошие. Но для того чтобы мы вышли, так сказать, на финишную прямую в этом стратегическом маршруте, нужно обеспечить сбалансирование развития продуктивных сил и качество человеческого развития, человек должен стать приоритетом для экономической политики.

Чтобы достичь уровня развития двадцатки ведущих стран, надо обеспечить уровень потребления, который соответствует требованиям развитого мира — это довольно длительный процесс. И он требует как значительного государственного влияния, так и стремительного общественного прогресса. Нам надо не закладывать темпы роста ВВП на уровне 3,7%, а — по меньшей мере — на 15— 17% в годовом измерении.

— В стратегии экономических реформ среди преимуществ Украины была названа дешевая рабочая сила. В то же время, по данным Всемирного банка, и производительность труда в Украине одна из самых низких в мире. В чем причина? Дешевая рабочая сила — не всегда означает преимущество?

— Действительно, сегодня в большинстве отраслей Украина отстает от высокоразвитых стран по системе оплаты труда в 10—15 раз.

Производительность труда — это экономическая категория, которая формулирует как уровень организации труда, так и систему его оплаты. У нас низкопродуктивный менеджмент, и работники не видят того, как результаты их работы внедряются на том или ином производстве. Именно поэтому они не заинтересованы в максимальной отдаче своих знаний, умений и навыков.

Низкая производительность труда в нашей промышленности является следствием отсутствия модернизации. К примеру, рассмотрим металлургию: металл мы продаем по мировым ценам, равно как Китай, Турция и США. И металлурги в этих странах зарабатывают фактически в 6—7 раз больше, чем наши.

— Как вы оцениваете необходимость, возможные риски и перспективы возобновления сотрудничества с МВФ, для которого программа реформ призвана стать позитивным сигналом?

— Во-первых, нужно оценить, насколько Украина готова к сотрудничеству с МВФ, и насколько последний готов понимать проблемы и особенности ситуации, в которой сейчас находится Украина.

Еще работая на должности министра экономики, я увидел, что МВФ не всегда правильно понимает специфику Украины, не до конца изучает внутренние условия развития государства, поэтому отдельные его предложения и рекомендации носят лишь поверхностный характер и не приспособлены к нашим реалиям.

Тем не менее, возобновление сотрудничества с МВФ — это возобновление доверия к Украине. И это своего рода сигнал международным инвесторам, которые могут вкладывать в Украину.

— Если МВФ все-таки не даст денег, какой тогда сценарий развития ждет украинскую экономику?

— Драмы не будет. Если средств от них не будет, то внутренний потенциал нашего государства таков, что позволяет обеспечивать себя и за счет собственных ресурсов, и за счет тех средств, которые идут к нам кроме МВФ (это Всемирный банк, ЕБРР и другие финансовые учреждения). Кроме того, значительный приток инвестиций, от 5 до 10 миллиардов долларов, ожидается под ЕВРО — 2012.

 

 

Андрей ЕРМОЛАЕВ: Если не провести реформирование в ближайшие годы, то отставание может стать действительно стратегическим

— Как вы оцениваете перспективы реализации целей, указанных в предложенной Президентом программе экономических реформ?

— Представленная концепция экономических реформ — это главная предпосылка для разработки программы деятельности правительства, которая будет согласована с парламентом... Это довольно конкретный документ, детализированный по направлениям, периодизации и предложениям. И он еще предусматривает не только доработку, но и создание плана действий, где каждое направление — это набор инструментов и более детальный просчет во времени. Кстати, пожелания и готовность помогать комитету в этом прозвучали и от Международного валютного фонда и Всемирного банка.

— Что может стать гарантом эффективности намеченных изменений?

— Прежде всего, нужно завершить работу по предложенной программе и выйти на план действий. Я лично надеюсь, что это будет сделано еще до конца 2010 года и внедрено в программные документы КМУ и поддержано коалицией. Вот это — главная предпосылка, чтобы программа была не только на бумаге, но и в жизни.

Также следует добавить и завершение наработок от Президента и его команды, которые касаются законодательных инициатив по предложенной программе, так как чем полнее эти предложения будут обеспечены проектами решений, тем эффективнее будет их реализация. Речь идет и о налоговом кодексе, законодательстве о местном самоуправлении, реформировании сферы безопасности и так далее. Как субъект законодательной инициативы Президент должен активно внедрять реформы.

Эффективность зависит также и от политических предпосылок и качества и профессионализма правительства, которое будет реализовывать реформы. Здесь очень важно понимать специфику украинских политических дискуссий. А последние — это постоянные амбиции.

Сами по себе эти реформы не могут быть плохими или хорошими. Это, прежде всего, — изменение системы. Причем на сегодня это изменение связано не только с желанием или волей, а с реальным состоянием нынешней экономики, которая исчерпала свой потенциал и не имеет ресурсов для развития. Если не провести реформирование в ближайшие годы, то отставание может стать действительно стратегическим.

Реформы — это дело каждого. Их нельзя воспринимать как какой-то сигнал и желание власти. «Реформы «сверху»» — это традиция, которая не сработает в Украине. Изменения нужны каждому, и в первую очередь — той части общества, которая ведет активную экономическую деятельность.

— То есть общественные настроения — это фактор, который будет играть заметную роль в обеспечении эффективности реформирования экономики?

— Психологическая и ментальная составляющая, понимание задач реформации и готовность к ней не менее важны, чем сугубо экономические реалии. Общество, которое принимает для себя решение участвовать в изменениях, фактически на 50% уже реализовывает эти изменения. А сопротивление, неготовность, эти специфические и присущие нашему обществу (особенно политикуму) черты, и ожидания, что снова не выйдет,— это единственный тормоз изменений. Желание «чтобы не вышло у другого» приводит к провалу всего дела.

Поэтому изменение настроений и ориентация на то, что это можно сделать и это принесет результат — для власти сейчас ключевая задача. Надо убедить общество и своих оппонентов, что независимо от разницы во взглядах нужно работать и проводить реформы.

— А не слишком ли амбициозное заявление войти за десять лет в двадцатку самых развитых стран мира?

— Заявление действительно амбициозное. По этому поводу уже есть много разных мнений и экономистов, и политических экспертов. Но не стоит забывать, что мы сейчас вошли в такое время изменений, когда мировая архитектура будет изменяться чуть ли не ежегодно. Мы должны исходить из того, что Украина — это не просто «середнячок». Мы — страна, которая получила независимость, уже имея высокий индустриальный статус и хорошие позиции, связанные с развитием экономики знаний, имея собственную фундаментальную науку, возможности не только использования, но и производства технологий.

Время было потеряно, но шанс обеспечить место в двадцатке есть. И особенно в условиях нынешней мировой экономической трансформации. Поэтому такие амбиции очень нужны Украине, это хорошая идея.

Подготовила Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ