Украинские пенсионеры уже давно не слышали от чиновников хороших новостей. Белую полосу для части из них в понедельник открыл глава правления Пенсионного фонда Алексей Зарудный. По его словам, в соответствии с законом о государственном бюджете на 2016 год с 1 мая прожиточный уровень для лиц, потерявших трудоспособность, вырос до 1130 гривен, и это стало основанием для того, чтобы провести перерасчет пенсий.
Однако пока что так повезло не всем. На территориях, подконтрольных украинской власти, проживает 12,2 миллиона пенсионеров. Но пенсии пересчитаны менее чем 10 миллионам (81,7%), а размер пенсий в результате увеличен лишь 8 миллионам, или 80,7% от тех, кому они были пересчитаны. Так что больше четырех миллионов или треть всех пенсионеров (среди них работающие и частично бывшие шахтеры) остались, как говорится, при своих интересах...
Но согласитесь, 2/3 — это тоже немало. И пусть средний размер повышения составил, по словам Зарудного, 57,3 гривны (не купишь дополнительно ни килограмм свинины, ни сыра, ни рыбы и даже простые лекарства), но в масштабах государства на это потребовалось 462,3 миллиона гривен. При нынешней бюджетной ситуации — это существенная сумма. Напомним, что за первые четыре месяца этого года Пенсионный фонд выплатил пенсионерам 71,4 миллиарда гривен, в том числе за счет «своих» средств 35,9 миллиарда, а 37,7 миллиарда поступили к нему на эти цели из госбюджета. То есть его дефицит превысил 50%.
Зарудный признал, что ожидавшегося расширения платежей в Пенсионный фонд в результате детенизации зарплат после снижения ставки единого социального взноса (ЕСВ) до сих пор не произошло. «К сожалению, я пока не могу сказать, что мы это ощущаем. Но, будем надеяться, что прошло не очень много времени, и этот процесс будет происходить (в дальнейшем). И уже, скажем, в следующем году мы сможем перекрыть эти потери Пенсионного фонда», — отметил глава фонда, отвечая на вопросы журналистов.
Он сообщил, что дефицит Пенсионного фонда (разница между поступлениями и расходами, которые он должен осуществить за счет собственных поступлений в текущем году) запланирован на уровне около 81 миллиарда гривень. В этой сумме более чем 77 миллиарда обусловлены снижением в этом году почти в два раза ставки единого социального взноса.
Зарудный также проинформировал, что сейчас ведется дискуссия с Международным валютным фондом, и тема пенсионной реформы, пенсионной системы является в ней одной из главных. «Речь идет о том, чтобы пенсионная система в Украине была сбалансированной, чтобы Украина могла обеспечить выполнение всех необходимых обязательств по выплатам (пенсионерам) и чтобы к реформированию пенсионной системы был комплексный подход», — отметил глава ПФ.
Он сообщил, что правительством внесен в парламент обновленный законопроект о реформировании пенсионной системы, где, в частности, предусмотрено освобождения фонда от «несвойственных выплат» и введении в дальнейшем накопительной системы. «По этому поводу есть различные мысли (я не хотел бы сейчас давать оценки экспертным дискуссиям), — отметил Зарудный, — Но по результатам переговоров с МВФ всегда подписывается меморандум, где четко определены позиции правительства и МВФ относительно проведения этих мер». «Я думаю, в ближайшее время мы эти документы увидим», — ушел от вопроса о сути нового варианта пенсионной реформы глава ПФ.
Между тем в минувшую пятницу правительственный портал рассказывал о встрече вице-премьера Павла Розенко с представителями миссии МВФ, работающей в Киеве. До завершения работы миссии стороны планируют согласовать первоочередные шаги для наведения порядка в системе пенсионного обеспечения и преодолению дефицита бюджета Пенсионного фонда до конца текущего года.
«Несмотря на отсутствие формальных подписей, мы двигались по той программе, которая была предварительно согласована с МВФ, — цитирует портал Розенко, — Мы выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства по реформированию пенсионной системы, ведь мы прекрасно понимаем, что это необходимо прежде всего Украине и гражданам Украины».
Вице-премьер поведал, что правительство внесло в парламент ряд законопроектов, которые среди прочего предусматривают введение накопительного уровня пенсионного обеспечения и снятие с Пенсионного фонда не свойственных ему расходов. «Эти меры, а также детенизация заработных плат, которую мы ожидаем в результате снижения ЕСВ, — это те шаги, которые реально могут дать эффект по сокращению дефицита Пенсионного фонда», — надеется Розенко.
И для этого есть определенные основания. Изюминкой нового варианта трехуровневой системы пенсионного обеспечения является второй уровень — накопительная система. По некоторым данным, она будет формироваться из отчислений работодателей в размере 2% в адрес государственно-частного фонда (отчисления будут ежегодно расти на 1% до 5% в 2020 году).
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко делится несколько иной информацией: «МВФ предлагает сделать, как в ЕС: из госфонда пенсионер получит минимальную пенсию (сейчас 1130 грн), остальное — добавит своими отчислениями в накопительную систему».
Рассказывают также, что в отличие от предлагавшегося ранее для Украины варианта, теперь второй, накопительный уровень солидарной системы будут формировать не только молодые люди до 35 лет, а все работающие, за исключением тех, кому до выхода на пенсию осталось менее 10 лет. Им будет предоставлено право отказаться от участия в этой системе, и в этом случае они будут получать доплату из первого, солидарного уровня.
Звучит все это, на первый взгляд, очень заманчиво: легко представить, что трехуровневая пенсия (третий уровень — частные пенсионные фонды) будет куда больше, чем нынешняя — солидарная. А что думают по этому поводу специалисты?
Доктор экономических наук, профессор и заведующая кафедрой Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана, директор Института страхования Ольга Гаманкова, отвечая на вопрос «Дня», сослалась на лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица. Он, по ее словам, предупреждал, что внедрение второго уровня пенсионной системы в экономиках развивающихся стран грозит финансовыми несчастьями многим поколениям людей потому, что государству будет невозможно выполнять обязательства перед ними.
«Эта идея (накопительного уровня), конечно, здравая. И все цивилизованные страны через это прошли. Но насколько сейчас для этого походящий момент? Здравый смысл пока не дает на этот вопрос однозначного ответа. Польша, когда вводила второй уровень, — говорит профессор, — выбрала момент, когда в ее бюджете был очень серьезный профицит. Насколько я помню, он составлял примерно 50 миллиардов злотых. И эти деньги были направлены тогда в солидарную систему, чтобы ее поддержать в связи с тем, что большая часть граждан должна была начать платить в накопительную систему».
«А если у нас дырка в Пенсионном фонде и в бюджете тоже, — добавила Гаманкова, — то чем закрыть отток денег из солидарной системы? Вот в чем вопрос. У нас нет источника покрытия. А еще пример России перед глазами. При падении экономики ее правительство заморозило второй уровень и забрало оттуда деньги граждан...».