СИСТЕМА
Победные реляции Минприроды, постоянно наращивающего запасы природных ископаемых в украинских недрах, создают впечатление самозабвенной работы. И представляешь себе бессребреников, в стужу и зной ведущих полевые исследования... В принципе, геологи в нашей стране еще не перевелись. Честь им и хвала! Но как используются их открытия? Какой доход приносят государственной казне?
Увы, при ближайшем рассмотрении, тут возникает множество вопросов. О них глава правления ОАО «Укрнафта» Игорь Палица сообщил в открытом письме Президенту Украины Виктору Ющенко, обвинив руководство министерства в «беспрецедентном пренебрежении интересами государства». По мнению Палицы, «системность и организованность преступных действий» чиновников Минприроды создают угрозу национальной безопасности Украины и препятствуют гражданам страны в реализации их прав, гарантированных государством.
В подробностях о схемах, с помощью которых можно хорошо «нагреть» государство при покупке на открытых аукционах лицензий на разработку нефтегазовых месторождений, журналистам рассказали первый заместитель главы правления ОАО «Укрнафта» по финансово-экономическим вопросам Владимир Пустоваров и начальник юридического управления компании Вячеслав Карташов.
СХЕМА
Как непосредственный участник торгов 29 августа, Пустоваров рассказал, что для «Укрнафты» особый интерес представляли две площади — Илемковская (Ивано-Франковская обл.) и Гаркушинская (Полтавская обл.). Но в практике продажи большинства из 13 лицензий можно было заметить определенные закономерности. Так, при продаже двух площадей в Луганской области (Сербской и Северно-Крутогоровской), после нескольких реальных шагов аукциона один из участников предложил цену, не слишком отличавшуюся от стартовой. После этого следующий участник, ООО «Техногазиндустрия», предложил цену на несколько порядков выше. При стартовой цене на эти лоты 202 и 143 тысячи гривен они были проданы соответственно за 48 и 63 млн. гривен.
Пустоваров объяснил, что такая ситуация обусловлена положением о проведении торгов, которое предусматривает, что в случае, если их победитель в течении 30 дней не вносит заявленную в ходе тендера сумму, то договор заключается с другим участником, который предложил наибольшую цену.
Аналогичный сценарий повторился и при продаже лотов, в которых была заинтересована «Укрнафта» — Илемковского и Гаркушинского месторождений. Участник под номером 19 — «Нефтегазодобывающая компания» предложил немногим больше 8 млн. и 4 млн. гривен. Вслед за этим участник № 24, «Продуктсервис», следующим шагом предложил 250 млн. и 210 млн. гривен. При этом Пустоваров также поднимал номер, чтобы назвать цену, но лицитатор сделал вид, что не замечает его, и опустил свой молоток. И тогда представителю «Укрнафты» пришлось назвать следующую по шагу торгов цену, хотя он и считал ее завышенной. «Таким образом, — говорит Пустоваров, — «Укрнафта» своими действиями не дала возможности приобрести лицензию по явно заниженным ценам».
СИЛОВОЙ ВАРИАНТ
Далее, по словам заместителя главы компании, началась детективная история. В протоколе, который ему предложили подписать, ход торгов был отражен неверно, а в получении соответствующих видеоматериалов Пустоварову отказали. Не показали ему и документа, в соответствии с которым оператор торгов общество «Мультисервис» получило право их проводить (это, якобы, был приказ Минприроды). После этого Пустоварова практически заблокировали в зале торгов. И лишь вызванный им по телефону наряд милиции «разрулил» ситуацию... «Почему к проведению торгов был привлечен никому не известный «Мультисервис», тогда как в стране имеется немало известных бирж?», — спрашивает Пустоваров. Он отмечает, что «Укрнафта» выступает за прозрачные торги, на которых формируется справедливая цена и определяется наилучший покупатель.
«Правовую базу» аукциона журналистам прокомментировал Карташов. По его словам, постановление от 4 апреля 2007 года Кабмин изменил действовавший ранее порядок аукционов, при котором разрешил Минприроды на конкурсных началах определять его оператора, тогда как ранее этим занималось само министерство, и установил, что в случае неоплаты победителем обусловленной в ходе тендера суммы, право приобретения лицензии переходит к участнику, предложившему вторую по размеру цену (ранее результаты торгов в такой ситуации аннулировались). Именно такие нормы, как утверждает Карташов, позволили ограничить торги по ранее определенной цене и «адресно распределить лицензии». Юрист компании также рассказал, что после аукциона «Укрнафта» обратилась к главе Минприроды, требуя приостановить утверждение итогов аукциона, которые были намерено искажены. Но министр не отреагировал. Поэтому компания обратилась также к Генпрокуратуре, Службе безопасности Украины, следуя начать расследование преступных схем. На прошлой неделе был подан иск в суд, который удовлетворил требование «Укрнафты об обеспечении иска». Оператору аукциона запрещено предпринимать какие-либо действия, направленные на выполнение аукционного комитета.
Отсутствие надлежащего контроля со стороны профильного министерства и правоохранительных органов, констатировал Пустоваров, позволило создать в Украине эффективную преступную схему распределения прав на пользование недрами, которая дает возможность искажать результаты аукционов и незаконно получать лицензии по заниженным ценам. В результате, по словам Пустоварова, в стране создается теневой рынок продажи лицензий, а бюджет теряет сотни миллионов гривен.
ТО ЖЕ И С САХАЛИНКОЙ
При этом, отвечая на вопрос «Дня» о судьбе Сахалинского нефтегазоконденсатного месторождения, за которое «Укрнафта» ранее предлагала не менее чем 300 миллионов гривен, Карташев рассказал, что и здесь возможны серьезные потери для государства в результате преступных схем. «Как нам стало известно, в ближайшее время, то есть до выборов, Минприроды собирается передать это специальное разрешение негосударственной коммерческой структуре — компании «Геолсоюз», входящей в сферу влияния лиц, приближенных к руководству Минприроды». А единственным условием такой передачи, согласно нормативным актам Минприроды, по его словам, является обеспечение участия действующего лицензиата (НАК «Надра Украины») в уставном фонде негосударственной компании в размере 50% корпоративных прав. «Это условие касается только момента передачи спецразрешения и никоим образом не препятствует осуществлению продажи таких корпоративных прав по их номинальной стоимости после переоформления спецразрешения», — спрогнозировал Карташов. При этом он также сообщил, что «Укрнафта» уже получила предложение от представляющих интересы «Геолсоюза» лиц купить права на Сахалинское месторождение путем приобретения корпоративных прав в «Геолсоюзе». Неформальная цена такого участия на несколько сотен миллионов гривен превышает цену, которую Минприроды обычно выставляло за разрешение на аналогичные месторождения. «Это свидетельствует о том, что лица, связанные с «Геолсоюзом» и приближенные к Минприроды, проинформированы о реальной цене аналогичных месторождений», — подчеркнул Карташев и добавил, что компания намерена обратиться по этому вопросу в правоохранительные органы.